В последнее время у потребителей продукции “Халяль” начали появляться вопросы, касающиеся механического и ручного убоя птицы и других животных. Какой из них правильный, с точки зрения шариата? Какова позиция Комитета стандарта Халяль при ДУМ РТ по этому вопросу?
За разъяснениями мы обратились к руководителю экспертного отдела Комитета по стандарту Халяль Духовного управления мусульман Республики Татарстан Фоат хазрату Мухаметову.
Фоат хазрат: Сразу же хочу отметить, что позиция Комитета по стандарту Халяль ДУМ РТ в вопросе методов убоя птиц и животных однозначна - только ручной убой.
По решению и по мнению богословов-алимов ханафитского мазхаба (мазхаб – исламскаяя правовая школа), убой животных и птицы должен осуществляться ручным способом. Приведем несколько правил заклания животного(птицы), соответствующих шариату:
- лицо, совершающее заклание, должно быть совершеннолетним, в здравом уме, мусульманином или человеком Писания (христианином, иудеем).
- заклание должно осуществляться острым орудием с режущим и колющим лезвием из металла или другого материала;
- человек, осуществляющий заклание, должен во время заклания произнести имя Всевышнего Аллаха (Бисмилля) над каждым животным по отдельности. Священный Коран четко говорит о важности произнесения Бисмилля при убое животного (Сура Аль-Анам(Скот) 6:121, 6:119; 6:138, Сура Маида (Трапеза) 5:4).
Использование магнитофонной записи является недопустимым. Если человек, осуществляющий заклание, ненароком забудет произнести имя Аллаха, то мясо остается разрешенным к пище. Если же Бисмилля не произносят преднамеренно, мясо такого животного не разрешается в употребление. Аллаху А'лям.
Как видим, в этих правилах четко прописаны требования к действиям человека, осуществляющего убой. При механическом убое эти правила не соблюдаются, так как птицы и животные забиваются автоматическим ножом или каким-либо другим инструментом. Механический нож не может произносить имени Всевышнего, не может делать зикр и т.д.
Автоматический нож в процессе убоя должен выполнять только функцию инструмента, а не бойца-резчика.
Кроме того, убой животного является очень важным и сложным процессом, как по шариату, так и с чисто технологической, физиологической и даже психологической точки зрения. Поэтому процесс убоя требует аккуратного и внимательного отношения к животному и ко всем действиям, связанным с его убоем. Опять приведем несколько примеров:
Все эти манипуляции возможны лишь после того, как станет ясно, что душа животного покинула его тело.
При правильном (халяльном) убое должны быть перерезаны – пищевод, гортань и яремные вены. При этом зарез должен производиться одним движением, без промедления. Может ли какой-либо механизм обеспечить все эти требования? Конечно же - нет.
Если убой произведен правильно, то животное (птица) мгновенно теряет сознание и не ощущает боли, а кровь из организма животного истечет полностью. В случае же неправильного убоя, животное или птица подвергается страданиям, часть крови остается в организме, что в свою очередь способствует быстрой порче мяса, распространению белезнотворных микробов.
Поэтому на предприятиях сертифицированных нашим Комитетом осуществляется только ручной убой птиц и животных. Кроме того, Комитет рекомендует предприятиям выпускающим мясную продукцию - использовать в производстве мясное сырье (птица, КРС,МРС, кролики и т.д.) только ручного убоя.
Но должен сказать, что некоторые организации выдающие сертификаты допускают механический убой. Чем мотивируют эти организации, мне неизвестно. Возможно они основываются на правилах других мазхабов.
Встречается продукция мех.убоя и в Татарстане, и мы не можем запретить ее реализацию. Каждый поставщик или продавец - выбирает сам, какой продукцией торговать. Это на его совести или уровне его знаний о “халяль".
Возникает вопрос, а какие производители применяют механический забой, в частности забой птицы?
На сегодня известно об одном производителе, это птицефабрика “Приосколье” Белгородской области.
Хочется со всей ответственностью заявить и предупредить покупателей и дилеров этих компаний, которые реализуют продукцию – и птицу, и разделку, и фарш – о том, что такая продукция не будет использоваться на наших предприятиях и продаваться в торговых точках имеющих Свидетельство нашего Комитета. Пользуясь случаем, прошу и других производителей, которые выпускают халяльную продукцию, обратить на это большое внимание.
Продукция «Халяль» должна быть сертифицирована. Это может быть сертификат или Свидетельство органа сертификации из Москвы, или Татарстана или Башкортостана – Комитетов и центров сертификации достаточно. Но в любом случае, любая продукция, которая позиционируется как халяль или по мусульманским канонам, или по требованию Ислама, или же с изображением на упаковке мечети, позиционируется и в мыслях, и в мнении мусульман как халяль. И качество «Халяль» должно быть подтверждено определенными документами.
Каждый волен есть то, что он хочет. Но если человек - предприниматель или производитель - позиционирует свою продукцию как халяль, значит, он определяет его качество на основании статьи 10 Закона о защите прав потребителей. То есть, в этом случае должен подтвердить халяльность и не вводить покупателей в заблуждение.
Кто же может подтвердить «халяльность» продукта? Естественно, уполномоченные органы. Таким органом в Республике Татарстан является Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
ДУМ РТ