Передано от Джабира бин 'Абдуллы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Если кто- нибудь из мусульман посеет что-либо или посадит дерево, а потом его плоды поест человек, животное, птица или хищник, это обязательно зачтется (посадившему) как садака».
Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) сказал: «Если даже вот-вот наступит Судный день и в руке одного из вас будет саженец, пусть, если сможет, посадит его».
Махкуль передал от нашего Пророка (мир ему), сказавшего: «Остерегайтесь быть сплетниками или восхвали телями или порочащими или не обладающими ремеслом подобно мертвым».
Передано от Абу Мухарика. Он сказал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему) сидел в обществе своих сподвижников, около них прошёл один юноша. Абу Бакр и 'Умар сказали: «О, если бы он использовал свою молодость и выносливость на пути Аллаха, тогда бы награда была большей».
На это Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «(Не говорите так, ибо) если он вышел в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха и если вышел он в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для себя самого, чтобы не обращаться к людям, то он на пути Аллаха. Если же вышел он напоказ другим и ради славы, тогда он на пути шайтана».
Ибн ’Умар (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (мир ему), который сказал: «Всевышний Аллах любит отца и каждого верующего, имеющего ремесло. Он не любит человека, который, имея здоровье, не занят ни делами этого мира, ни делами ахирата».
Джа'фар бин Мухаммад передал от своего отца, который сказал: «Пророк (мир ему) выходил на рынок и покупал всё необходимое для своей семьи. Кто-то спросил его об этом. Он ответил: «Джабраиль (мир ему) сказал мне: «Тот, кто вышел в поисках заработка для того, чтобы уберечь свою семью от попрошайничества - на пути Аллаха».
Передано от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах): один человек пришел к Пророку (мир ему) и задал ему вопрос об испытываемой им нужде. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Разве в твоем доме ничего нет?».
Он сказал: «Нет, кроме одного паласа, у которого некоторые места сгорели, мы садимся на него и спим на нём. Одну сторону этого паласа мы кладем на пол, а другой стороной покрываем себя. Также у нас есть одна чаша. Из этой чаши мы пьем, едим и моем водой из нее свои головы». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Принеси мне обе эти вещи».
Этот человек принес эти вещи. Посланник Аллаха (мир ему) взял своими руками эти вещи и сказал: «Кто купит эти две вещи?». Некий человек сказал: «Я куплю эти вещи за один дирхем». Посланник Аллаха (мир ему) два раза сказал: «Кто купит эти вещи больше, чем за один дирхем». Другой человек сказал: «Я возьму эти вещи за два дирхема». Пророк (мир ему) дал ему эти вещи и взял два серебряных дирхема. Пророк (мир ему), отдав дирхемы бывшему хозяину вещей, сказал: «Купи на один дирхем еду и принеси её в свой дом. На второй дирхем купи топор и приди ко мне».
Через некоторое время этот человек пришел к Пророку (мир ему) с топором. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Иди, собирай дрова и продавай их. Не приходи ко мне пятнадцать дней». Этот человек ушел. Он заработал десять дирхемов. На некоторые дирхемы он купил еду, на другие - одежду. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не это ли лучше, чем черное пятно просьбы на твоем лице, с которым ты придешь в Судный день? Это пятно ничто не сотрет, кроме огня ада».
Некоторые мудрецы сказали: «Разумному человеку не следует жить в городе, в котором нет пяти вещей: правителя, выносящего решения; справедливого судьи; постоянного рынка; текущей реки и знающего врача».
Спросили одного мудреца: «Какое ремесло является наилучшим?». Он ответил: «Наилучшее ремесло этого мира - это дозволенное (халял) ремесло, в котором уделено время для поклонения. Наилучшее ремесло ахирата - это знания, в соответствии с которыми совершают деяния, и обучение других, а также благодеяние, которое ведет в ахират, и восстановление сунната».
Было сказано: «Какое ремесло наихудшее?». Этот мудрец сказал: «Наихудшее ремесло этого мира - это накопление запрещенного (харам), расходование этого имущества в греховных местах, оставление имущества в качестве наследства грешнику. Наихудшее ремесло ахирата - это отрицание истины из-за зависти, постоянное совершение греха, восстановление плохого деяния, бид'ата (новшества)».
Из книги "Танбихуль гафилин"