Следуем сунне: аяты Корана о подчинении Расулюллаху ﷺ
Закрепление сунны в людских сердцах, в их сознании имело больше преимуществ по сравнению с фиксацией на бумаге, поскольку арабы в тот период были сплошь безграмотным народом. Они больше доверяли сохраненному в памяти, чем записанному.
Источником такого доверия была сильно развитая в людях способность к запоминанию. Кроме того, запоминание само по себе обладает рядом преимуществ по сравнению с записыванием, а именно:
Запоминание наизусть происходит одновременно с постижением смысла запоминаемого и побуждает человека постоянно обращаться к нему и еще крепче запоминать. Затем то, что человек сохранил в своей памяти, всегда и везде остается при нем. Не так обстоит дело с тем, что было записано.
Однако об этих преимуществах сохраненного в памяти можно говорить только в том случае, когда речь идет об ученых, день и ночь занятых добыванием знаний и преподаванием.
Желание ограничить источники установления предписаний ясной религии Ислам одним лишь Куръан Каримом возникает из-за невежества. Безусловно, Куръан Карим является тем базисом, на котором возводятся другие следующие за ним основы: сунна, иджма и кияс. Но это не исключает того, что сунна является вторым источником/основой. Совершенно наоборот, в этом как раз и состоит истина.
В особенности, польза величественной сунны проявляется в разъяснении Куръан Карима. В этом состоит самый ясный и сильный логический довод в доказательстве места сунны в установлении религиозных предписаний.
Таким образом, лишь нежелающие признавать истину из-за своего упрямства могут отрицать тот очевидный факт, что величественная сунна – это второй важный источник.
Благодатная сунна – религиозный и научный путь объяснения приведенных в Куръан Кариме хукмов. Это разъяснение происходит тремя способами:
Следовательно, при жизни Расуль Акрама благодатная сунна существовала, хотя не все было собрано в сборники хадисов.
Приводимые отрицателями важной роли пророческой сунны в качестве довода в пользу своих сомнительных суждений коранические аяты не отменяют, а наоборот доказывают, что сунна является доводом (хуждат).
Сказанное в третьем аяте суры “Аль-Маида” о завершении/совершенствовании религии относится не только к Куръан Кариму. Об этом свидетельствует тот факт, что этот аят не последний ниспосланный аят Куръан Карима.
Что такое Сунна?
После него были ниспосланы аяты, содражащие многие важные предписания, как аяты о ростовщичестве (фаиз) и об одном из видов наследования (келале). Как же вместе с этим аятом и завершением Куръан Карима могла достичь совершенства религия в то время, когда верующие продолжали получать сведения о ниспослании новых аятов, содержащих нормы шариата?
Может быть, сказанное в аяте о достижении совершенства/завершении означает завершение изложения главных основ (рукнов) религии? Об обязательности (фарз) исполнения этих рукнов Куръан Карим изложил в обобщенном виде, а их подробное/детальное изложение оставил благодатной сунне.
Поэтому достижение совершенства/завершение религиозных предписаний связано одновременно и с Куръан Каримом, и с сунной.
В 38-м аяте суры “Аль-Ан‘ам” слово “книга” означает Хранимую скрижаль, содержащую сведения обо всем, что происходит в настоящее время, происходило в прошлом и произойдет в будущем. Начало этого аята усиливает такой смысл.
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам
не может быть без посланника Аллаха ﷺ»