Начнем с вопроса: «Что значит аввабин намаз?» Слово «авваб» с арабского языка означает «возвращающийся», то есть, это слово в религиозной литературе применяется для тех, кто кается в своих грехах и возвращается к подчинению Всевышнего Аллаха. В Священном Коране это слово встречается как в единственном числе (см. суру «Сад», 17, 19, 30, 44; «Каф», 32), так и во множественном (см. суру «аль-Исра», 25).
Существуют хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также сообщения от сподвижников, в которых говорится о желательности совершения добровольного намаза после молитвы магриб (ахшам). В большинстве риваятов говорится о шести ракаатах: «Кто совершит шесть ракаатов добровольной молитвы после магриба (ахшам намаза), не ведя греховных разговоров между ними, получит награду поклонения двенадцати лет» (ат-Тирмизи). В других хадисах рассказывается о таких наградах за совершение добровольной молитвы после магриба, как вознаграждение выстоявшего ночь Предопределения, вхождение в Рай и прощение грехов, даже если их много, как пены в море.
Почему данный намаз был назван «аввабин»? Это название взято из хадиса, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), кстати, не упоминая о количестве ракаатов, назвал данную добровольную молитву «намазом аввабин» (Абдуллах ибн Мубарак, 445-453; «Муттакый аль-хинди», 7 том, 388).
«Аввабин» намаз является спорной темой среди ученых, некоторые из которых считали, что не существует такой молитвы. Все это из-за того, что риваяты, сообщающие нам об этой молитве, являются недостоверными. Однако есть сообщения о том, что множество сподвижников совершали дополнительную молитву после магриба. В одном из этих сообщений сказано, что Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) называл эту молитву «аввабин».
Также есть передачи, которые сообщают нам, что некоторые сподвижники, комментируя коранические аяты о желательности ночной молитвы, говорили, что к ночной молитве также относится и намаз аввабин (Абд ар-Раззак ас-Сан'ани, 3 том, 44; аш-Шаукани, 3 том, 63-64).
Кроме того, все эти риваяты от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пусть даже они и не достоверны, принимались учеными фикха в качестве довода желательности совершения аввабин намаза, исходя из правила о том, что «загыф» (слабые) хадисы, призывающие к совершению добровольного поклонения, не отвергаются.
Что касается порядка совершения данного намаза, то имамы трех мазхабов, исключая ханафитский мазхаб, считали, что аввабин намаз, как и другие добровольные молитвы, совершается по два ракаата. То есть, если человек намеревается совершить шесть ракаатов, то он совершит три намаза по два ракаата. Ханафиты же считают, что совершение данного намаза по два ракаата считается наилучшим вариантом. Однако, по их мнению, его можно совершать по четыре и даже по шесть ракаатов с одним саламом в конце.
Интересно заметить, что в некоторых достоверных хадисах термин «аввабин намаз» также применяется и для молитвы «духа», совершаемой между восходом солнца и его зенитом («аль-Муснад», 4 том, 366; «ад-Дарими», 153; «Муслим», 143).