Когда Усман, да будет доволен им Аллах, стал халифом, Ислам уже распространился на территории Византии и Ирана. Люди, принимавшие Ислам в новых областях, заучивали Коран от мусульманских воинов и торговцев.
Но таким образом в дальние страны проникли и различия в чтении. Если людям было известно, что Коран был ниспослан в семи видах чтения, эти различия не наносили вреда.
Однако, если факт допустимости разных вариантов чтения не был широко известен в том или ином месте, там начинались распри.
Одни говорили, что только их способ чтения верный, а другие нет. Эти настроения росли, и росла угроза, что люди впадут в большое заблуждение, объявляя тот или иной вариант чтения Корана, который передавался напрямую от Пророка ﷺ неправильным.
С другой стороны, еще не было единой «стандартной» копии Корана, которая могла бы быть общей для всей исламской уммы, кроме той, что хранилась в Медине и была составлена Зейдом ибн Сабитом, да будет доволен им Аллах.
Усман, да будет доволен им Аллах, решил создать единый стандарт мусхафа, по которому мусульмане могли бы сверять достоверность и законность каждого чтения.
Для этой цели Усман, да будет доволен им Аллах, попросил у госпожи Хафсы, да будет доволен ею Аллах, рукопись Корана, подготовленную при правлении Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, которая хранилась у нее.
5 причин, благодаря которым Коран сохранен без искажений
Затем была сформирована группа из четырех сподвижников: Зейда ибн Сабита, Абдуллаха ибн Зубайра, Саида ибн аль-Аса и Абдур-Рахмана ибн Хариса ибн Хишама, да будет доволен ими Аллах.
Им было поручено сделать несколько копий с оригинала, составленного по распоряжению Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, а также расположить суры по порядку. Из всех допустимых вариантов чтения Усман, да будет доволен им Аллах, приказал взять за образец чтение курайшитов.
Эта группа сподвижников собрала воедино все суры, которые в мусхафе Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, хранились отдельно. Так появился знакомый нам порядок сур – от «аль-Фатиха» до «ан-Нас».
Аяты Корана были записаны так, чтобы они подходили подо все законные чтения. По этой причине ни над буквами, ни под ними не ставились точки и огласовки, чтобы они могли быть прочитаны соответственно всем законным видам чтения.
После завершения работы над единым мусхафом сподвижники подготовили несколько его копий – пять или семь (согласно разным версиям).
Наставление пятницы: Всевышний Аллах дал обещание сохранить Коран
Затем Усман, да будет доволен им Аллах, велел сжечь все записи, которые были у сподвижников, чтобы унифицировать Коран и устранить любые разногласия.
Вся умма приняла это достижение Усмана, да будет доволен им Аллах, с большим восхищением, и все сподвижники выразили полную поддержку этому делу.
С этого момента сложилось единое мнение (иджма) о том, что не дозволено записывать текст Благородного Корана любым способом, кроме этого. Все рукописи Корана отныне соответствовали стандарту Усмана, да будет доволен им Аллах.
Коран – божественное руководство
Все фото: elements.envato.com