Говорится, что Всевышний Аллах дарует награду за каждый поступок по расчету, однако награду за терпение Он дарует без счета.
Когда в Судный день люди, которых не постигали беды и несчастья при жизни, увидят положения людей, проявлявших красивое терпение при постигших их бедах, скажут: «Ах, если бы наши тела подвергали мучениям ножницами, и если бы мы были этому терпеливы, то и мы бы заслужили такие награды и достигли бы таких высоких положений». Они будут сожалеть, однако их сожаления не принесут им никакой пользы.
Если в терпении кроется столько награды, то какое бы несчастье нас не коснулось, никому из нас не следует жаловаться. Большой ошибкой является говорить: «Это несчастье коснулось меня из-за этого человека, или оно случилось, потому что я не смог защититься от этого».
И злодеяние, и добродетель – всё по предопределению Всевышнего Аллаха. Если человека постигнет несчастье относительно его материальных благ или здоровья, то ему следует сказать: «Это несчастье коснулось меня по предопределению Всевышнего Аллаха, по причине какого-либо моего греха», – и совершить тауба-истигфар.
Важно знать: 6 столпов терпения
Также следует произнести слова: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи‘ун» («Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему же возвращаемся»).
Если кого-нибудь постигнет несчастье, и он многократно будет повторять эти слова, то он заслужит довольства Всевышнего Аллаха и будет из числа терпеливых рабов.
Оставаться терпеливым, несмотря на постигающие несчастья, является качеством пророков. Аюб ‘алейхис-салям тоже являлся таковым. Он был очень богат, в наследство от отца ему досталось большое имущество.
В Шаме не было человека, богаче него. После смерти отца Аюба ‘алейхис-салям всё досталось сыну: из лошадей было тысяча жеребцов и тысяча кобыл; тысяча верблюдов и тысяча верблюдиц; тысяча коров и тысяча быков.
Для каждых пятидесяти голов скота у него был раб пастух. Его жена являлась дочерью сына пророка Йусуфа ‘алейхис-салям. Его жены всегда были в положении и родили ему 14 детей: шесть девочек, восемь мальчиков.
Всевышний Аллах повелел Аюбу ‘алейхис-салям: «Призывай людей к Исламу!» Аюб ‘алейхис-салям обладал прекрасным нравом. Из-за его высоких нравственных качеств народ безоговорочно подчинился ему, и все стали мусульманами.
У них не осталось сомнений о пророчестве Аюба ‘алейхис-салям. Он обучил их шариату, велел построить мечети и места для поклонений. У Аюба ‘алейхис-салям всегда был накрыт стол для бедных и неимущих людей.
Если кто-нибудь был голоден, он мог в любое время прийти и поесть. Для сирот Аюб ‘алейхис-салям являлся словно родным отцом, для вдов словно милосердным мужем, для немощных словно родным братом.
Своим рабам он говорил:
– Никому не запрещайте брать урожай из моих хлебных полей и плодовых деревьев, пусть каждый нуждающийся берет столько, сколько ему нужно.
Каждое из его парнокопытных животных каждый год приносило сразу двойное потомство. Имея столько богатства и власти, он никогда не оставлял поминание Всевышнего Аллаха, он всегда проявлял благодарность, много поклонялся и не радовался этому миру.
– О мой Господь! Ты одариваешь Своих рабов в этом мире столькими благами, а в Ахирате, должно быть, для Твоих любимых рабов приготовлены бесчисленные блага.
Иблис, увидев богатства и поклонения Аюба ‘алейхис-салям, сильно позавидовал ему и сказал:
– Я желаю сбить с истинного пути каждого или каждого второго человека на этом свете.
Всевышний Аллах сказал Иблису:
– О проклятый! Какого ты мнения о Моем любимом рабе Аюбе. Он все время испрашивает Моего довольства и не допускает недостатков в поклонении Мне. Каким бы огромным количеством благ он не обладал, он не придает значения этому миру.
Проклятый Иблис возразил против этого: «Ты одарил его в этом мире свободой и спокойствием, его не постигают никакие беды и несчастья, поэтому он поклоняется Тебе. Если бы у него не было стольких благ, если бы его постигли несчастья, он не поклонялся бы Тебе».
Всевышний Аллах сказал ему:
– О проклятый! Ты лжешь, я знаю положение Своего раба Аюба: какое бы несчастье его не постигло, он не допустит упущений в поклонении Мне. Он всегда останется тереплив и будет усерден в поклонении Мне.
Проклятый Иблис возразил против этого: «Он не будет поклоняться Тебе».
Всевышний Аллах сказал:
– О проклятый! Я дал тебе свободу в отношении всего, кроме души Аюба, ты можешь испытать его. Ты узнаешь о старании Аюба в поклонении Мне, увидишь, что мирские блага не способны обмануть его, и что он проявит красивое терпение.
Проклятый Иблис ушел на окраину большой реки и крикнул сильным голосом. На его возглас собрались все шайтаны. «О наш господин! Мы услышали твой громкий возглас, что с тобой случилось?» – спросили они. Проклятый им ответил:
– Только что у меня появилась возможность сбить с прямого пути пророка Аюба, такого удобного случая не возникало с тех времен, как пророк Адам был изгнан из Рая. Помогите мне сбить Аюба с пути поклонения Аллаху.
Разбежавшись в тот же миг, шайтаны сожгли и уничтожили все имущество Аюба.
После этого проклятый Иблис явился к Аюбу ‘алейхис-салям. В это время Аюб ‘алейхис-салям, стоя, читал в мечети намаз. Проклятый сказал: «Эй, Аюб! Всевышний Аллах, ниспослав с неба огонь, сжег все твое имущество, все превратил в пепел, причинил тебе вред. Не поклоняйся Аллаху, навредившему тебе».
Аюб ‘алейхис-салям спокойно завершил свой намаз. После намаза он обратился к Иблису с такими словами:
«Альхамдулиллях! Тот, Кто даровал мне имущество, Сам его и забрал. Если Он пожелает, то одарит меня этим снова». После этого он вновь приступил к намазу. Иблис не смог достигнуть желаемого, его васваса не оказало никакого воздействия на Аюба, это его очень опечалило.
Дети Аюба ‘алейхис-салям сидели за столом в доме одного из его сыновей. Это было время утренней трапезы. Вдруг собрались шайтаны и, разрушив дом, обрушили его на детей.
В тот же миг все дети Аюба ‘алейхис-салям погибли. Аюб ‘алейхис-салям всё также спокойно совершал намаз. К нему явился Иблис и сказал: «Эй, Аюб! Ты поклоняешься Господу, погубившему всех твоих детей и имущество?! Ну и глупец же ты!»
Аюб ‘алейхис-салям неторопливо завершил свой намаз. После намаза он сказал: «О проклятый! Альхамдулиллях, мой Господь забрал то, что Сам мне и даровал. Все эти блага и дети являются фитной для мужчин и женщин. Альхамдулиллях, буду совершать поклонение Всевышнему Аллаху в спокойствии, а если Он пожелает, то одарит меня этим снова».
Увидев, что его васваса не подействовала, Иблис очень расстроился и, разозлившись, вернулся обратно. Аюб ‘алейхис-салям снова приступил к совершению намаза. Но вдруг, когда Аюб ‘алейхис-салям находился в земном поклоне (саджда), Иблис снова вернулся и дунул ему в нос и рот.
Всё тело Аюба ‘алейхис-салям тотчас покрылось ранами и начало опухать. Его болезнь усиливалась. Жена Аюба ‘алейхис-салям Рахима сказала: «Должно быть, эта болезнь настигла тебя из-за твоих переживаний о детях и имуществе».
Она не знала о дуновении Иблиса. Рахима обратилась к мужу: «О Аюб! Ты все ночи проводишь в поклонении, а днем постишься, ты совсем не видишь отдыха. Быть может, твоя болезнь по этой причине».
Тело пророка Аюба с головы до ног покрылось крупными болячками. Позже его раны открылись и начали истекать гноем, все его тело покрылось червями.
Все жители селения и близкие люди Аюба ‘алейхис-салям разбежались и не приближались к нему. У Аюба ‘алейхис-салям было три жены. Две из них, увидев его состояние, попросили развести их. Аюб ‘алейхис-салям развел их.
Его жена Рахима являлась дочерью сына пророка Юсуфа ‘алейхис-салям. Она была очень благонравной и красивой. Несмотря ни на что, Рахима продолжала заботиться и служить своему мужу. Она дни и ночи проводила без сна, усердствуя ради довольства Аюба ‘алейхис-салям.
Женщины, проживающие по соседству, обратились к Рахиме с такими словами: «Мы боимся, что болезнь Аюба перейдет к нашим детям. Забери своего мужа от нас подальше. Если же не заберешь, то мы прогоним вас силой».
Бедная жена Аюба ‘алейхис-салям Рахима оделась и со слезами на глазах промолвила: «Какого же наше положение! Нас настигло несчастье, и мы оказались чужими и ненужными. Нас прогоняют из нашего города, нас прогоняют из нашего родного дома».
Подняв Аюба ‘алейхис-салям на свою спину и не брезгая к болезни своего мужа, Рахима вынесла его за пределы города. Она шла в слезах и, увидев место для заброшенных и ненужных вещей, остановилась там.
Выйдя за пределы города, жители увидели Аюба ‘алейхис-салям и испытали к нему сильное отвращение. Они сказали
Рахиме: «Убери своего мужа с этого места, не держи его здесь, а иначе мы пустим наших собак».
Рахима снова подняла своего мужа на спину, и они вышли в открытое поле, где она и расположила его. Взяв в руки топор и веревку, она соорудила что-то на подобие шалаша.
Под Аюба ‘алейхис-салям она расстилила немного растений и, подложив под его голову камень, уложила. После этого она принесла блюдце, из которого пастухи поили своих собак.
Рахима вышла в путь, чтобы сходить в город. Аюб ‘алейхис-салям, подумав, что она бросает его, крикнул: «Эй, Рахима! Кажется, ты оставляешь меня здесь. Я должен оставить тебе завет, пожалуйста, вернись!»
Рахима ответила ему: «О мой господин! Не бойся, я не брошу и не оставлю тебя до тех пор, пока в моем теле будет жить моя душа. Я не откажусь от заботы о тебе».
Каждый день Рахима выходила в город, трудилась, чтобы заработать кусок хлеба и прокормить Аюба ‘алейхис-салям. Жители города узнали, что она является женой Аюба ‘алейхис-салям и сказали: «О женщина! Мы испытываем отвращение к тебе, не входи в наш город». Они запретили входить ей в город, ничего ей не давали и не брали на работу.
Рахима очень сильно плакала и обратилась к Всевышнему Аллаху с такими словами: «О мой Господь! Тебе известно о моем положении: просторные земли стали узкими для меня, люди отвернулись и избегают нас. О мой Господь! Не лиши нас Своей милости в Ахирате. Люди изгнали нас из нашего города и родного дома. Однако Ты не прогони нас из дома Ахирата».
После этого Рахима, скрываясь от людей, пришла к жене продавца хлеба и попросила её: «О женщина! Мой любимый муж Аюб болен и испытывает сильный голод, не дашь ли ты в долг немного хлеба?»
Жена продавца хлеба сказала: «Держись от меня подальше, если моему мужу станет известно о твоем здесь появлении, то он обругает нас обоих, потому что ты изгнана из этого города. Но если ты дашь мне одну свою косу, то я дам тебе хлеб».
Рахима обладала 12 прекрасными косами. Она была очень красивой и в этом была похожа на своего дедушку Йусуфа ‘алейхис-салям. Аюб ‘алейхис-салям очень любил косы своей жены.
Важно знать: 30 высказываний о величии терпения
Для того, чтобы прокормить своего мужа, Рахима отстригла косу, взяла буханку хлеба и произнесла: «О мой Господь! Я отдаю свои волосы взамен на хлеб для того, чтобы мой муж Аюб, Твой пророк, был мной доволен и не был голоден».
Аюб ‘алейхис-салям заметил, что Рахима отстригла одну косу. Он в сомнениях и, разозлившись, подумал: «Наверное, моя жена совершила прелюбодеяние, поэтому ей отрезали косу. Если я выздоровею, накажу ее ста ударами».
Когда жена рассказала о том, что было на самом деле, как она отдала свои волосы ради хлеба, Аюб ‘алейхис-салям ей поверил.
После этого он в слезах произнес: «О мой Господь! Мое терпение закончилось, ведь даже дочь пророка отрезала свои волосы, чтобы прокормить меня».
Рахима ответила ему: «О Аюб! Не переживай, волосы отрастут и будут ещё красивей». Рахима отломила кусок хлеба, накормила Аюба ‘алейхис-салям и села рядом с ним.
Тело Аюба ‘алейхис-салям очень исхудало, были видны лишь кости, сосуды и сухожилия. Если на его тело падало солнце, то его свет проходил через него. Все тело Аюба ‘алейхис-салям покрылось болячками, кроме его языка и сердца. Языком и сердцем он всегда поминал Всевышнего Аллаха и не переставал проявлять довольство и благодарность. Таким образом, он жил с этой болезнью восемнадцать лет.
Однажды его жена Рахима сказала ему: «О Аюб! Ты – пророк, приближенный раб Всевышнего Аллаха. Если ты совершишь дуа, то твое дуа будет принята, и Аллах дарует тебе исцеление».
В ответ на слова своей жены Аюб ‘алейхис-салям сказал: «С этой болезнью я прожил восемнадцать лет, а сколько лет мы жили в здравии и благополучии».
Они посчитали: оказывается в здравии он прожил восемьдесят лет. После этого пророк Аюб ‘алейхис-салям сказал: «Я должен терпеть столько же лет, сколько я провел в здравии».
В исхудавшем и зачервивевшем теле пророка Аюба черви стали есть друг-друга, осталось лишь два червя, которые, не найдя здорового места на его теле, нашли лишь язык и сердце. Тогда Аюб ‘алейхис-салям обратился с дуа к Всевышнему Аллаху:
– О мой Господь! Я проявлял терпение по отношению к каждому несчастью, был верен и благодарен Тебе всей душой, не переставал поминать тебя языком. Если сейчас я лишусь языка и сердца, то я не смогу поминать Тебя, не смогу проявлять Тебе свою покорность. Твоя милость безгранична, пожалуйста, прояви Свою милость ко мне.
Всевышний Аллах избавил его от этих червей, один из них упал в воду и превратился в пиявку, приносящую пользу людям.
Второй упал на землю степи и превратился в пчелу, мед которой является исцелением для людей.
В это же мгновение ангел Джабраиль ‘алейхис-салям принес из Рая плоды граната и накормил ими Аюба ‘алейхис-салям.
После этого Джабраиль сказал ему: «О Аюб, вставай!» Тело Аюба ‘алейхис-салям оздоровилось и наполнилось силами. Джабраиль ‘алейхис-салям снова обратился к нему: «Топни правой ногой о землю!»
Аюб ‘алейхис-салям топнул ногой о землю. В тот же миг из земли вышел родник с водой, из которого он испил вкусную воду.
Все его болячки и изнутри, и снаружи излечились, его тело и лицо стали ещё прекрасней, чем прежде, и засияли словно луна в четырнадцатую ночь.
После этого Всевышний Аллах оживил всех их детей и одарил их ещё столькими же детьми. У него было восемь сыновей и шесть дочерей. Всевышний Аллах подарил ему ещё восемь мальчиков и шесть девочек.
Исцелившись от этой болезни, на Аюба ‘алейхис-салям с неба снизошли золотые сверчки. Аюб ‘алейхис-салям собрал сверчки, снизошедшие из тайных сокровищниц. Тогда Всевышний Аллах обратился к нему:
– О Аюб! Недостаточно ли тебе того, что Я дал, ведь Я даровал тебе самое ценное – здоровье.
Аюб ‘алейхис-салям сказал: «О мой Господь! Кто же устанет от Твоей милости? Эти золотые сверчки – Твоя милость, и оставление их на земле будет неуважением к ниспосланным Тобой благам».
Таким образом, благодаря прекрасному терпению, которое проявил Аюб ‘алейхис-салям, он прожил свою жизнь в богатстве и в благах, заслужив милость Всевышнего Аллаха.
Поэтому, когда нас постигает какое-либо несчастье, то каждому из нас следует проявить красивое терпение, а также призывать к этому и других.
Нам известно, что самые тяжелые испытания выпадали на долю пророков, однако каждый из них проявлял красивое терпение перед всеми трудностями и несчастьями, появившимися на их пути.
Замалетдин Бикташи «Фазаилуш-шухур или деяния, за которые следует награда»
Фото: shutterstock.com, elements.envato.com