Всевышний и Мудрый Аллах Субханаху ва Та’аля повелевает своему Посланнику ﷺ: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной! Тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Али Имран, 31). Этот аят показывает, какую важную роль в жизни верующего играет пророк Мухаммад ﷺ. Господь доводит до верующих, что довольство Его пролегает через воплощение ими в жизнь сути этого повеления. Но что значит «следование за пророком»? Многие понимают это просто как «уверовать, ответить на его призыв к единобожию». На самом же деле всё гораздо глубже.
Аллах говорит в 4-м аяте суры «Калям»: «Воистину, ты (о, пророк!) обладаешь великим нравом» и в 21-м аяте суры «аль-Ахзаб»: «Посланник Аллаха был прекрасным примером для вас – тех, кто надеется на милость Господа, на Последний день и кто много поминает Его».
Значит, следовать за Пророком – это быть таким, как он! Ведь пример даётся в качестве эталона, чтобы приблизиться к его значению. Всевышний словно бы говорит: «Я буду доволен вами настолько, насколько вы будете похожи на Моего Посланника!» И Пророк ﷺ оповестил о своей главной задаче: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благородный нрав» (Байхаки). Потому совершенство веры он связал именно с совершенством нравственности: «Наиболее совершенной верой из вас обладает, самый благонравный» (Тирмизи).
«Я оставляю вам две вещи, крепко ухватившись за которые вы никогда не впадёте в заблуждение. Это – Книга Аллаха и моя сунна» (Файзуль-Кадир, 3, 240).
Сегодня можно увидеть, как некоторые люди, под видом объясняющих народу религию (будучи сами далеки от её понимания), больше говорят о Коране, не отдавая должного внимания личности пророка. Но шайтан только и думает, как отдалить верующих от посланника Аллаха ﷺ, остудить их отношение к нему. Так ему проще ввести верующих в заблуждение.
Желающему по-настоящему познать суть ислама следует сначала направить всё своё внимание к тому, кто был послан ответственным за его донесение. Изучить жизнь, нравственность пророка Мухаммада ﷺ, олицетворявшего физическое проявление Корана, а значит и всего ислама. Как говорила Мать правоверных Аиша (р.а.): «Нравом пророка был Коран» (Муслим, 746). В противном случае невозможно будет правильно познать столь глубокий духовный путь.
Известно, что во всех повелениях Всевышнего кроется мудрость. И в следующем аяте так же есть весьма тонкая деталь. Господь сказал: «Когда ты читаешь Коран, ищи у Аллаха защиты от дьявола изгнанного, побиваемого (произноси «а’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим»)» (Ан-Нахль, 98). Значит, когда верующий берёт в руки Коран, с намерением его прочитать, шайтан имеет возможность влиять на понимание его смысла читающим. Он внушает ему не из истинного, а из желаемого душой самого человека, вследствие чего тот легко впадает в заблуждение. Относительно же слов Пророка ﷺ, когда он собирал своих сподвижников для разъяснения речи Аллаха, такого повеления не было.
Ведь Посланник ﷺ комментировал Коран, как научил его тому Хозяин своих слов, и шайтану не оставалось возможности влиять на умы обучающихся истине. Единственным повелением Всевышнего относительно него ﷺ было: «О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого. Воистину, сердца тех, которые при посланнике Аллаха ﷺ понижают свои голоса, Аллах очистил (или раскрыл) для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда» (Худжурат, 2-3). Потому религии нельзя обучаться самостоятельно. Обязательно должен быть знающий все тонкости религии духовный наставник, к которому, согласно сунне, необходимо проявлять должное почтение и послушание.
«Никто из вас не уверует, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своих детей и всех людей» (Бухари).
Когда говорил Пророк ﷺ, все сподвижники затихали, внимательно прислушиваясь к его словам. Они не поднимали свои взоры и не смотрели ему прямо в глаза, по причине глубокого уважения к Господину миров. Сегодня мало обращают внимание на важность понимания этих вещей, из-за чего даже верующие остаются во власти шайтана. И невежество их в отношении Посланника ﷺ проявляется в легкомысленном, небрежном отношении к хадисам.
Они взяли себе за привычку спрашивать «Сахих ли этот хадис?» и легко отбрасывают его со счетов, если он таковым не является. Такие люди ошибочно видят недостаток в словах Пророка Мухаммада ﷺ, тогда как недостаток лишь в одном из его передатчиков (например, у мухаддиса появилось недоверие к одному из передатчиков в цепи по причине его забывчивости), из-за чего степень хадиса не достигает степени сахих. Это просто правило хадисоведения. А ложные хадисы обозначены отдельно. Потому всё это уловки проклятого. Он обучает человека прикрывать таким образом свои страсти. Ведь человек не может сказать, что ему не по душе слова посланника Аллаха ﷺ, вместо этого, он использует лазейки из религиозной терминологии. Зато такая невоспитанность, невежественная смелость противоречит всем хадисам и кораническим текстам!
Цель ислама – воплотить в верующих нрав Пророка Мухаммада ﷺ – наивысшую нравственность. Поэтому мусульманам следует сперва хорошо изучить личность Посланника ﷺ и начать путь воспитания его качеств в себе. Только после можно будет с гордостью сказать: «Я проживаю жизнь по Исламу». Если же верующие выполняют религиозные обязанности, получают знания, но, вместе с тем, не уделяют должного внимания воспитанию своего нафса, значит, они ни пророка не познали, ни религии не поняли.
Порой люди думают, что они вполне достойные мусульмане, потому что читают намаз и раздают милостыню. Но стоит внезапно произойти чему-то неприятному в их жизни, как сразу обнаруживается их «сырость» в вопросе подлинной духовности. Вдруг ни следа не остаётся от терпения, смиренности, милосердия, присущие нравственности посланника Аллаха ﷺ. Для них ничего не стоит произнести проклятия в пылу гнева или впасть в отчаяние в дни горя. А в радости и богатстве они быстро забывают смерть.
Религиозная теория легка и понятна, но истинное испытание, – его проходят в реальной жизни, в реальных ситуациях. Кто не сможет явить достойную сущность на этом поле, тот может проиграть и в самый сложный миг при последнем вздохе. Таким образом, Коран – это теория, а Сунна – практика верующего. Жить исламом, значит, жить по Сунне. Жить по Сунне, значит, быть близким Аллаху Джалля Джалялуху.
Потому, когда одного шейха спросили его ученики:
– О, наставник! Что является началом нашего пути?
Он ответил:
– Адаб (высокая нравственность).
Они спросили:
– А середина пути?
– Адаб, – ответил он.
– Тогда что является концом нашего пути? – спросили они вновь. Шейх снова ответил:
– Адаб! Наш путь от начала и до конца – это адаб!
Айна Замаева