Как понять выражение "Разногласия Уммы - милость"?

Имам аль-Байхаки (да помилует его Аллах) в своем сборнике приводит сообщение, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Мои сподвижники подобны звездам на небе. У кого бы из них вы ни взяли хадис, вы последуете за истиной. А разногласия среди них – это милость для вас».

Ученые высказывались о слабости данного хадиса, однако некоторые предшественники подтверждали смысл сказанного. Например Ибн Кудама (да помилует его Аллах) в предисловии книги «аль-Мугни» писал: «Их единогласие (муджтахидов) – категоричное доказательство, а их разногласие – обширная милость».

Однажды один человек написал книгу, которую назвал «Книга разногласий». С ней он пришел к имаму Ахмаду (да помилует его Аллах), который сказал: «Не называй ее так, назови ее «Книга широты мнений». Другой ученый говорил: «Поистине, разногласия имамов фикха – это широта понимания от Аллаха и Его милость к рабам».

Были среди ученых и такие, кто отрицал возможность того, что эти слова были сказаны Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), так как они считали, что если разногласие – это милость, то единство мнений – это наказание.

Имам аль-Хаттаби (да помилует его Аллах) так отвечал на эти сомнения: «Разногласия бывают трех видов. Первые два вида касаются сущности Аллаха и Его прекрасных атрибутов. Разногласие в этом является либо неверием, либо нововведением. Однако то, что касается вопросов фикха, в котором есть место для широты и разнообразия мнений, то разногласия в них являются милостью для Уммы мусульман».

Умар ибн Абд аль-Азиз (да помилует его Аллах) говорил: «Мне не нравится фраза: «Сподвижники не противоречили друг другу», ведь если бы они не противоречили, то не было бы в исламском праве облегчения».

Также имам ан-Навави (да помилует его Аллах), упомянув один вопрос, в котором имамы фикха придерживались различных мнений, сказал: «Если что-либо является милостью, это не значит, что его противоположность является наказанием. Такое могут говорить лишь невежды.

Всевышний говорит: «Аллах Тот, Кто сотворил для вас ночь, чтобы вы отдыхали в течение нее, и день для освещения. Воистину, Аллах оказывает людям милость» («Гафир», 61). Здесь Аллах назвал ночь милостью, но это не означает, что день – это божье наказание».

3 аята и 3 хадиса для тех, кто считает ислам слишком суровой религией
В известном хадисе рассказывается, как к нему пришел бедуин и сказал: «Расскажи мне о делах, совершая которые я попаду в Рай». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Поклоняйся Аллаху, не придавая Ему сотоварищей, совершай предписанную молитву, выплачивай закят и постись в месяц рамадан». ..
27.10.2020
2826
Социальные комментарии Cackle