Как понять выражение "Разногласия Уммы - милость"?
Имам аль-Байхаки (да помилует его Аллах) в своем сборнике приводит сообщение, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Мои сподвижники подобны звездам на небе. У кого бы из них вы ни взяли хадис, вы последуете за истиной. А разногласия среди них – это милость для вас».
Ученые высказывались о слабости данного хадиса, однако некоторые предшественники подтверждали смысл сказанного. Например Ибн Кудама (да помилует его Аллах) в предисловии книги «аль-Мугни» писал: «Их единогласие (муджтахидов) – категоричное доказательство, а их разногласие – обширная милость».
Однажды один человек написал книгу, которую назвал «Книга разногласий». С ней он пришел к имаму Ахмаду (да помилует его Аллах), который сказал: «Не называй ее так, назови ее «Книга широты мнений». Другой ученый говорил: «Поистине, разногласия имамов фикха – это широта понимания от Аллаха и Его милость к рабам».
Были среди ученых и такие, кто отрицал возможность того, что эти слова были сказаны Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), так как они считали, что если разногласие – это милость, то единство мнений – это наказание.
Имам аль-Хаттаби (да помилует его Аллах) так отвечал на эти сомнения: «Разногласия бывают трех видов. Первые два вида касаются сущности Аллаха и Его прекрасных атрибутов. Разногласие в этом является либо неверием, либо нововведением. Однако то, что касается вопросов фикха, в котором есть место для широты и разнообразия мнений, то разногласия в них являются милостью для Уммы мусульман».
Умар ибн Абд аль-Азиз (да помилует его Аллах) говорил: «Мне не нравится фраза: «Сподвижники не противоречили друг другу», ведь если бы они не противоречили, то не было бы в исламском праве облегчения».
Также имам ан-Навави (да помилует его Аллах), упомянув один вопрос, в котором имамы фикха придерживались различных мнений, сказал: «Если что-либо является милостью, это не значит, что его противоположность является наказанием. Такое могут говорить лишь невежды.
Всевышний говорит: «Аллах – Тот, Кто сотворил для вас ночь, чтобы вы отдыхали в течение нее, и день для освещения. Воистину, Аллах оказывает людям милость» («Гафир», 61). Здесь Аллах назвал ночь милостью, но это не означает, что день – это божье наказание».
3 аята и 3 хадиса для тех, кто считает ислам слишком суровой религией
В известном хадисе рассказывается, как к нему пришел бедуин и сказал: «Расскажи мне о делах, совершая которые я попаду в Рай». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Поклоняйся Аллаху, не придавая Ему сотоварищей, совершай предписанную молитву, выплачивай закят и постись в месяц рамадан». ..
Читайте также:
-
Хиджаб vs никаб
В последнее время некоторые говорят, что в Коране нет повеления о ношении хиджаба женщиной и что никаб (закрытие лица) - это якобы не из ислама. Мы решили написать небольшую статью, разъясняющую позицию по этому вопросу как ислама в целом, так и, в частности, нашего, ханафитского мазхаба
-
Какими особенностями обладает знаменитый Черный камень Каабы?
Хаджаруль-Асвад ("черный камень") получил это название за свой черный цвет. Этот камень располагается на высоте полутора метров от земли в восточном углу Каабы, недалеко от ее двери. Хаджаруль-Асвад состоит из трех больших и нескольких маленьких частей. Черный камень обрамлен серебряной оправой.
-
Следуем Сунне: как должны выглядеть руки мусульманина?
Стрижка ногтей является одной из сунн, относящихся к естественным потребностям человека. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) упомянул стрижку ногтей в числе пяти видов очищения, присущих естеству человека.
-
Добрачные отношения – почему нет?
Как бы вы ответили на вопрос? Будучи молодым мусульманином, как вы думаете, касается ли (относится ли) вас этот вопрос вообще?
-
Как шайтан говорит с человеком?
Поскольку мирская жизнь является местом испытания, то ежедневно человек сталкивается с различными ситуациями. Какими бы не были условия и обстановка, шайтан всегда поджидает человека в засаде. И любой, даже небольшой промах верующего, является шансом для шайтана. И шайтан старается пользоваться каждым таким шансом, стараясь при этом не выдавать себя
-
Дуа, которую Пророк (ﷺ) читал во время ифтара
В качестве религиозного термина слово «ифтар» означает завершение поста, разговение, нарушение начатого поста, или же несоблюдение поста вовсе. Но традиционно слово «ифтар» используется в значении разговения.
-
Можно ли есть или пить в то время, когда читаешь Коран?
Весьма сложно представить себе как можно есть и пить во время чтения Корана. Однако в перерывах между чтением, человек может что-нибудь поесть или попить. Но невозможно одновременно принимать пищу и читать Коран. Слушание Корана является фардом-кифайа (коллективной обязанностью мусульман). Если в собрании, где читается Коран, часть людей будет слушать его, то с другой части присутствующих эта ответственность будет снята. Однако не следует вслух читать Коран рядом с теми, кто занят другими делами.
-
"Этот мир – тюрьма для верующего, но для неверующего – это Рай"
Однажды бедному христианину довелось беседовать с одним из великих исламских учёных. Христианин прежде рассказал приведённый выше хадис, а после заметил: «Несмотря на это, я, немусульманин, стою перед вами, бедный и обездоленный в мире этом, тогда как вы, мусульманин, богатый и процветающий».