«Или они похожи на тех, кто при дождевой туче в небе, в которой мрак, гром и молния, затыкают пальцами уши (в страхе) от ударов грома, опасаясь смерти. Но Аллах (знанием) охватывает неверующих» (Аль-Бакара, 19).
В соответствии с риваятом, приведенным Ибн Джариром по каналу Судди аль-Кябира от Ибн Аббаса, Ибн Масуда и некоторых других сахабов, два человека из числа мунафиков (лицемеров) Медины, сбежали от посланника Аллаха (с.а.с.) к многобожникам.
Акутально! Читайте также: Кто в исламе считается лицемером?
В пути их застал сильнейший ливень с громом и молнией, о котором упоминает Аллах Всевышний. При каждом раскате грома они затыкали пальцами уши, боясь, что звук грома попадет им в ухо и убьет их.
При каждой вспышке молнии они следовали в ее свете, когда же свет молнии угасал, и они переставали что-либо видеть, то они возвращались назад на прежнее место.
В конце концов измученные и уставшие они стали говорить: «Ах, поскорее бы настало утро! Мы немедленно вернулись бы к Мухаммаду и принесли бы ему клятву верности, уверовав в него».
И действительно, когда настало утро, они уверовали в посланника Аллаха (с.а.с.) и, вернувшись к нему, принесли ему клятву верности, став хорошими мусульманами.
Этот случай с двумя лицемерами, которые вышли из Медины, чтобы присоединиться к многобожникам, Аллах Всевышний сделал примером для других мединских лицемеров.
Когда молния освещает им путь, то есть когда они приобретают мирские блага, много детей, а также трофеи, то они продвигаются вперед, подобно тем двум лицемерам, которые двигались в свете молнии. Они движутся вперед, говоря: «Религия Мухаммада действительно является правильной», и продолжают придерживаться религии.
Когда же перед ними возникает тьма, то есть они теряют свое имущество, своих детей, и когда их постигают какие-то бедствия, то они говорят: «Все это произошло с нами из-за религии Мухаммада».
Тогда они выходят из религии, становясь кяфирами, подобно тем двум лицемерам, которые останавливались после того, как наступал мрак [Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/10-11; Табери, Джамиуль-Байан, 1/119].
От Саида ибн Джубайра передается еще одна причина ниспослания этого аята. Он говорил, что этот аят был ниспослан в отношении иудеев. Они ожидали прихода посланника Аллаха (с.а.с.) в надежде, что он будет из их числа, и что с ним они смогут одержать победу над арабами, и не скрывали своих надежд.
Но когда Посланник (с.а.с.) пришел из числа арабов, они отвергли его. Таким образом, ожидание прихода посланника Аллаха (с.а.с.) здесь уподоблено свету, а их неверие после его прихода уподоблено наступлению тьмы [Фахрур-Разы, ат-Тафсируль-Кябир, 2/74].
Это интересно! Читайте также: Почему иудеи не признали Мухаммада ﷺ в качестве пророка?
(Фото: shutterstock.com).