В преданиях говорится: когда пророк Нух (мир ему) заводил животных на ковчег, осёл, не желая всходить на него, доставил пророку немало хлопот. В конце концов Нух (мир ему) рассердился и прикрикнул на осла, сказав: «Заходи же, проклятый!» Осёл тотчас же поднялся на ковчег. Причиной упрямства осла оказалось то, что Иблис удерживал его за хвост, а когда услышал слово «малгун» (проклятый), то прошёл на борт вслед за животным.
После завершения сборов, Нух (мир ему) стал осматривать ковчег и в одном углу заметил проклятого Иблиса. «Как ты вошёл сюда?! Выйди вон!», – сказал пророк. Но Всевышний велел оставить его, так как позволил ему жить до Судного Дня, а потом пристанищем его будет Ад. Иблис же ответил Нуху (мир ему): «Я взошёл на ковчег с твоего приглашения. Ведь это ты, обращаясь к ослу, сказал «Заходи, проклятый». Я – проклятый, но осёл таковым не является».
В предании так же приводится, что пророк Нух (мир ему) по велению Аллаха соорудил табут (гроб), поместил в него тело Адама (мир ему) и поставил его в середине верхнего яруса ковчега. Поистине, согласно хадисам Посланника Аллаха ﷺ, тела пророков не разлагаются: «Несомненно, Аллах запретил земле разлагать тела пророков» (Ибн Маджа, «Сунан» т.1, стр. 345, 524).
Мужчины и женщины находились порознь: по одну сторону этого табута были женщины, по другую – мужчины, ибо Иблис (искуситель) прибывал на ковчеге и мог внушать им запретное. Нух (мир ему) спросил Иблиса: «Почему ты стал вероотступником и сбиваешь столько людей с прямого пути?» Тот ответил: «Найди хотя бы одну причину, чтобы я перестал быть вероотступником перед Всевышним!» Пророк сказал: «Раскайся!» Иблис спросил: «Неужто Господь примет моё раскаяние?» Нух (мир ему) попросил Аллаха Газза ва Джаль, чтобы Он принял покаяние Иблиса».
Всевышний же поставил следующее условие перед Иблисом: «Пусть он сделает то, чего не сделал ранее, – выполнит Моё повеление. Я приму его покаяние, если он совершит земной поклон перед Адамом, тело которого лежит в табуте». Иблис ответил отказом: «Я не склонился перед ним, когда он был живым и уж тем более не склонюсь сейчас, когда он мёртв!» После этого, Нух (мир ему) понял, что двери покаяния перед ним закрыты навсегда.
Ещё раз Иблис с таким же результатом попытается обрести прощение Аллаха Субханаху ва Та’аля во времена пророка Мусы (мир ему). Он скажет ему: «Ты – Посланник Всевышнего и положение твоё перед Ним высокое. Поэтому я хочу раскаяться через тебя. Попроси Аллаха простить меня». Муса (мир ему), обрадованный намерением Иблиса, взмолится: «О, Господь мой! Несомненно, Иблис – одно из Твоих творений, и он хочет раскаяться. Прими же его покаяние». На что Всевышний скажет: «Я приму его раскаяние и прощу, если он совершит поклон на могилу Адама». Иблис скажет: «Я не поклонился ему при жизни, не поклонился перед его телом в табуте! И, конечно же, я не сделаю этого на его могиле!»
Из книги «Кысас аль-Анбия»
Айна Замаева