Как хадисы дошли до наших дней, и все ли из них достоверны?

Некоторые люди убеждены, что во время посланника Аллаха (мир ему) не было никакой методологии для записи хадисов. Из этого вытекает, что существование науки хадисоведение и в целом Сунны безосновательно.

Данное утверждение, разумеется, в корне ошибочно, так как посланник Аллаха (мир ему) обучал мусульман своей Сунне тремя основными способами – устно, письменно (диктовал что-то своим писцам), а также своими действиями на практике.

Что касается устной традиции, то обычно Досточтимый Пророк (мир ему) повторял что-то трижды, а потом интересовался у сподвижников, как они его поняли.

Второй способ передачи Сунны включает в себя письма к правителям иностранных государств, а также послания наместникам, в которых он разъяснял те или иные особенности исламского вероучения и права.

Демонстрация на практике включала в себя действия посланника Аллаха (мир ему), совершенные прилюдно для обучения сподвижников. Например, омовение, намаз, пост, хадж и т.д.

Сподвижники, в свою очередь, сыграли решающую роль в изучении и распространении науки хадисоведения. Они запоминали хадисы и рассказывали их другим.

История записывания хадисов

Как ни странно, в литературе по хадисам мы находим высказывания посланника Аллаха (мир ему) как запрещающие, так и разрешающие запись его слов.

Так Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передает от посланника Аллаха (мир ему): «Ничего не записывайте из моих слов, только Коран. И если кто что-либо записал из того, что я говорил, кроме аятов Корана, пусть уничтожит записи» (Муслим, Ахмад)

К слову, это единственный достоверный хадис на эту тему. Остальные хадисы имеют слабости в своей цепочке, поэтому не принимаются.

Из комментариев к этому хадису становится ясно, что запрет касался не столько записи самих слов посланника Аллаха (мир ему), сколько записи его слов на одном и том же листе вместе с аятами Корана, что, как несложно догадаться, могло привести к компрометации его текста. Согласно другому мнению, этот запрет был актуален для первых нескольких месяцев или лет ниспослания Корана, чтобы не отвлекать внимание мусульман от Священного текста.

Разрешение на запись хадисов

Тем не менее, есть свидетельства того, что посланник Аллаха (мир ему) разрешал записывать его высказывания.

Сподвижники Пророка записывали за ним его слова. Например, Абдулле бин Амру (да будет доволен им Аллах) было лично разрешено записывать высказывания Пророка Мухаммада (мир ему). Кроме того, около 50 сподвижников посланника Аллаха (мир ему) обладали рукописными сборниками хадисов.

К сожалению, оригиналы этих сборников были утеряны, но некоторые немногочисленные копии сохранились. Например, рукопись Хаммама бин Мунаббиха, который от Абу Хурайры записал 138 хадисов. Считается, что рукопись была написана в середине первого столетия по хиджре.

Собирая Сунну

Вначале второго века по хиджре во время правления халифа Умара бин Абдульазиза (715-719 в.н.э) тексты хадисов стали повсеместно записывать. Хадисы собирали по всему мусульманскому миру – в Сирии, Египте, Ираке, Йемене, Хорасане и в других местах. Ведущие богословы того времени предостерегали переписчиков хадисов относительно недобросовестных передатчиков и призывали не фиксировать ненадежные сообщения.

Имам Малик стал первым ученым, предпринявшим попытку сбора и систематизации хадисов. В итоге из-под его пера вышел первый в истории Ислама сборник хадисов аль-Муватта. Позже появились и другие сборники.

Эволюция хадисоведения

С течением времени хадисов стало слишком много. Появлялись хадисы, которые не имели отношения к посланнику Аллаха (мир ему), и их необходимо было отсеять. Это можно сравнить с прополкой сада от сорняков. Сама по себе работа непростая, но все осложняется еще и тем, что для этого не было разработано никаких инструментов.

Позже инструменты были разработаны. Они отличались особой щепетильностью и скрупулёзностью. Множество критериев отбора хадисов появлялось позже на основе тщательного изучения принятых и отклоненных хадисов.

Так появилась знакомая нам сейчас наука хадисоведения (мусталах аль-хадис). Целью этой науки был отбор и систематизация раннего материала. Ученые-хадисоведы выдвигали новые теории, расширяли труды предыдущих поколений. Они провели полную и четко определенную классификацию хадисов и их передатчиков, а также подвергли тщательному анализу труды ведущих составителей сборников, не щадя даже имамов Бухари и Муслима.

Самый важный хадис, без которого нельзя познать суть Ислама >>

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle