«[Вспомни также] Аюба [который был испытан гибелью всех детей и бедностью], который обратился к своему Господу: «Поистине, меня коснулось зло, а Ты – Самый Милостивый из всех милостивых». И Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и дали ему семью и еще столько же [детей] в качестве милости от Нас и в назидание поклоняющимся [чтобы они также проявляли терпение, чтобы получать за это воздаяние]» (Аль-Анбия, 83-84).
Аюб (а.с.) − один из упомянутых в Коране пророков, о котором сообщается, что Аллах даровал ему знание и мудрость. В приведенном аяте кратко повествуется о горе, постигшем Аюба (а.с.), обо всех долгих и горьких событиях, которые ему пришлось пережить, а также о проявленном им терпении и о предоставленной ему в итоге награде.
Вначале достопочтенный Аюб (а.с.) был богат и счастлив. Однако затем ему пришлось пережить страшные испытания и трудности. Он потерял все, что имел, потерял своих детей. Вдобавок его самого охватил тяжелый недуг. Но перед лицом всех бед и невзгод он проявил терпение и стойкость, и поэтому был вознагражден Аллахом. Вот как говорится о божественной помощи пророку Аюбу в суре «Сад»:
«Вспомни [о Мухаммад] Нашего раба Айюба. Он обратился к своему Господу: «Шайтан причинил мне вред и мучения!» [Мы ответили ему:] «Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питья». [Эта вода стала причиной для его исцеления] Мы подарили [вернули] ему его семью и еще столько же вместе с ними в качестве Нашей милости и назидания для обладателей разума. [И Аллах повелел Айюбу:] «Возьми в руку пучок [тонких прутьев], ударь им жену и не преступай клятвы». Поистине, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен этот раб [Аллаха]! И, поистине, он всегда обращался к Аллаху» (Сад, 41-44).
Как повествуется в этих аятах, когда досточтимый Аюб тяжело заболел, он обратился к милости своего Господа и попросил у Него исцеления. Всевышний Аллах принял его дуа и велел ему топнуть ногой об землю, что оттуда пробьется прохладная и целебная вода и что он выздоровеет, если умоется этой водой. Так Аллах вернул ему потерянное здоровье, а затем и все потерянное им имущество. Аюб (а.с.) известен как пророк, проявивший примерную стойкость и терпеливость, от которого люди не услышали ни одной жалобы, несмотря на все беды и несчастья, неожиданно упавшие на его голову.
Как мы знаем, терпение (сабр) − это положительное качество, о котором часто упоминается в Коране. Терпеливость − это способность сопротивляться бедам и трудностям, умение не пасовать перед жизненными невзгодами и не терять надежды на лучшую жизнь. Верующий человек терпеливо преодолевает все трудности. Вместо того, чтобы задаваться вопросами: «Откуда это упало на мою голову? Почему это случилось?» и проявлять отчаяние и непокорность, он спокойно продолжает верить в Аллаха и терпеливо надеется на Его помощь и поддержку.
В каждом прожитом нами событии, в каждом несчастье, безусловно, есть своя высшая мудрость. Нет ничего случайного, ничто не происходит без определенной причины. Когда мы оказываемся в таком положении, которое огорчает, беспокоит нас, нельзя тотчас же терять хладнокровие, становиться тревожным и запуганным. Вместо этого нужно подумать о том, что в этом событии может заключаться что-то такое, что принесет нам добро, о котором мы не знаем. Нам нужно уметь в любых ситуациях сохранять терпение и стойкость. Какое-нибудь событие, вначале приведшее нас в ярость и негодование, со временем может обернуться чем-то таким, за что мы будем благодарны.
На эту истину обращает наше внимание следующий аят:
«…Быть может, вам неприятно что-то, а это – благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно – зло для вас. Аллах знает [в чем для вас благо, а в чем – зло], а вы не знаете» (Аль-Бакара, 216).
Мы должны знать, что в кажущихся горестными проявлениях нашего Господа может скрываться милость, а в тех Его проявлениях, которые кажутся нам злом, может быть сокрыт тайный свет. Пророк Аюб (а.с.), являющийся примером терпеливости, а за ним и все пророки прошли в своей жизни через страшные испытания. Но при этом они проявляли терпение и стойкость и в итоге заслужили счастье и в этом мире и в ахирате. Выход пророка Юнуса (а.с.) из живота рыбы на сушу, спасение пророка Ибрахима (а.с.) от огня, а пророка Исмаила (а.с.) от принесения в жертву, переход пророка Мусы (а.с.) через моря и пустыни, испытания пророка Юсуфа (а.с.), которые начались в колодце, затем продолжились в рабстве и в тюрьме, но завершились обретением власти. И наконец, сопротивление многобожников нашему любимому Пророку (с.а.с.), его переселение, бесконечная череда сражений, но вслед за этими событиями его успехи, достигшие своего пика завоеванием Мекки. Все это − нанизанные друг на друга великолепные примеры терпения и стойкости.
Если мы хотим быть любимыми рабами нашего Господа, достигшими Его довольства, кроме обретения имана и совершения праведных деяний, нужно обладать еще и моральной зрелостью. Мы обязательно должны украсить одежду богобоязненности ожерельем терпения. Жизнь для каждого из нас является испытанием, который проходит по-разному. Выдержать это испытание могут лишь те, кто обладают иманом и терпеливостью. Наш великий Господь сообщил:
«Мы обязательно испытаем вас некоторой опасностью [незначительной по сравнению с теми бедами, от которых Мы вас оберегаем], голодом, уменьшением имущества, [смертью близких вам] людей и [гибелью] плодов [чтобы увидеть, будете ли вы проявлять терпение]. Обрадуй же [о, Мухаммад] терпеливых [Раем]» (Аль-Бакара, 155).
Самое радостное сообщение терпеливым рабам Господа содержится в следующих аятах Корана: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Поистине, Аллах − с терпеливыми» (Аль-Бакара, 153);
«… Аллах любит терпеливых» (Ãли Имран, 146); «… Поистине, награда терпеливым будет дана в полной мере и без счета» (Аз-Зумар, 10).
Для верующего человека самое большое счастье заключается в ощущении постоянного нахождения рядом с ним его Господа, любви Аллаха по отношению к нему и в доставленном ему радостном сообщении о бесчисленных воздаяниях. Может ли быть такое препятствие или такая трудность, которое нельзя преодолеть с такой верой? Терпение − это стойкость, проявленная в первое мгновение, когда нагрянула нежданная беда. Недаром наш Пророк (с.а.с.) предупреждал при виде матери, громко рыдающей у могилы своего ребенка: «Терпение − это проявление выдержки в первое мгновение столкновения с горем» (Имам Бухари, «Книга похорон», 32).
В этих аятах говорится не только о терпеливости и преданности Аюба (а.с.), но также обращается внимание на его молитву, на его обращение к своему Господу. Во время своей болезни этот великий пророк Аюб взывает к Господу с молитвой, используя часто повторяющееся выражение: «Поистине, меня коснулось зло, а ведь Ты − Милосерднейший из милосердных» (Аль-Анбия, 83). Понятно, что дуа и поминание Аллаха (зикр) являются для нас самым важным источником моральной и духовной силы при столкновении с трудностями и бедами. Когда мы переживаем смерть близких, болезни, голод и другие подобные испытания, мы можем сохранить надежду на исцеление и на избавление от них, поминая Аллаха и взывая к Нему с молитвой от чистого сердца.
Подводя итог, мы можем сказать, что в народе имя пророка Аюба (a.с.) воспринимается как синоним терпения. В пережитых им событиях Коран дает конкретный пример для тех, кто переживает, подобные события или может столкнуться с ними. Этот пример говорит им, что с помощью терпения и молитвы можно снова обрести здоровье и благополучие.