Фото: FabrikaPhoto/ elements.envato.com
Несмотря на попытки посягательств на Куръан и сунну, они будут защищены
Упомянутая в 9-м аяте суры «аль-Хиджр» защита включает в себя Куръан и Сунну. Она не относится только к Куръану. Даже если предположим, что здесь имеется в виду только защита Куръан Карима, то всё равно из этого становится ясным необходимость защиты Сунны. Это происходит из-за того, что Сунна неразрывно связана с Куръаном, подчинена ему.
Поэтому защита Куръан Карима делает обязательной защиту зависящей от него Сунны. Следовательно, обещание Всевышнего Аллаха взять на Себя защиту Куръана содержит в себе и обещание защищать Сунну.
Всевышний Аллах сказал:
بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«[И до тебя Мы отправляли посланников] С ясными знамениями и писаниями [с повелениями и запретами для этих общин]. А тебе Мы ниспослали Наставление [Куръан] для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались [над истиной, содержащейся в Куръане]» (Ан-Нахль, 44).
В аяте суры «аль-Хиджр» употребляется слово لَهُ لَحَافِظُونَ («...Мы сохраним его...») не для ограничения смысла, то есть не для сообщения, что защита ограничивается только лишь Куръаном.
Даже если согласиться с тем, что в аяте имеется ограничение какого-то частного значения, все равно не стоит думать, что это относится к Сунне.
Ибо обеспечение сохранности Куръана связано с защитой Сунны. Для того, чтобы Сунна могла служить защитной крепостью для Куръан Карима, она и сама должна быть надежно защищена.
Величественная Сунна – это крепкая и надежная защита Благородного Куръана, его совершенный истолкователь, сообщающий подробности его кратко изложенных частей, комментирующий затруднительные места, объясняющий непонятные детали, заостряющий внимание на самых важных вопросах, расширяющий его очень короткие разъяснения, отдаляющий от него тех, кто затевает с ним игру, желая превратить его в игрушку, отвергающий его истолкования теми людьми, которые исходят при этом из собственных интересов и противоречивых желаний и устремлений, в соответствии с тем извращенным пониманием, к которому склонны их шайтаны и повелители.
Важно знать: Что такое Сунна?
Фото: gallery_arief/ elements.envato.com
Это значит, что защита Сунны – одно из условий защиты Куръан Карима, обеспечение её сохранности – одно из условий обеспечения сохранности Куръан Карима.
Следовательно, ничего не значат слова утверждающих, будто упомянутая в аяте защита ограниченна и относится только к Куръану.
Как же может Всевышний Аллах призывать к подчинению Пророку ﷺ, во многих аятах Куръана повелевать крепко держаться за Сунну Своего Хабиба и в то же время брать под защиту только Куръан Карим, оставляя Сунну без Своей защиты?!
Всевышний Аллах не случайно сказал:
قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّٰهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّٰهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّٰهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Скажи [о Мухаммад, каждому, кто заявляет, что любит Аллаха]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда полюбит вас Аллах [и будет доволен вами] и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милующий [Своих рабов]» (Алю Имран, 31).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّٰهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّٰهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللّٰهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً
«О верующие! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и вашим руководителям. Если же вы станете спорить о чем‑либо, то обратитесь с этим [за разъяснением] к Аллаху [ища ответ в Его Книге] и Посланнику [или к его Сунне], если вы верите в Аллаха и в Судный день. Это – лучше и прекраснее по итогу!» (Ан-Ниса, 59).
فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا
«Но клянусь твоим Господом, они не станут верующими, пока не назначат тебя судьей в своих запутанных делах, не перестанут испытывать в душе несогласие с твоим решением и не подчинятся полностью» (Ан-Ниса, 65).
بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«[И до тебя Мы отправляли посланников] С ясными знамениями и писаниями [с повелениями и запретами для этих общин]. А тебе Мы ниспослали Наставление [Куръан] для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались [над истиной, содержащейся в Куръане]» (АнНахль, 44).
Поэтому Расулюллах ﷺ не тот проповедник, который остановится на время, произнесёт нужные речи, а затем продолжит двигаться по указанию своего нафса.
Религия – это настоящая жизнь со своими принципами, обрядами поклонения, правилами приличия (адабами), моральными нормами, ценностями, положением человека в обществе и социальным устройством.
Поддерживать Расулюллаха ﷺ означает поддерживать, укреплять его шариат, который продолжит свое существование и после его смерти. Если бы его шариат не был саморазвивающейся, самодостаточной жизненной системой, то не просуществовал бы до наших дней.
Итак, Куръан Карим призвал подчиняться Пророку ﷺ во всем, что из него исходит, так как он – получающий откровения посланник и не станет говорить, что ему вздумается.
Тем, кто читает эти высказывания, они придают уверенности относительно того, что Сунна – признанный Всевышним Аллахом источник. Также они подтверждают, что Сунна является частью того наставления («зикра»), которое обещано защитить.
На грани запретного: каково положение человека, оставляющего сунну?
Мухаммад Йелькенджи. Сунна. Нет религии без Посланника Аллаха ﷺ