Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 97. Говорится об учтивости ради пользы избранных и простолюдинов, дабы они жили учтиво и достигли цели, если на то будет воля Всевышнего Аллаха
Об учтивости я снова начал речь,
Вновь раскрыл тайну закрытую.
Ясно рассказал я об учтивости.
Живи учтиво и постигнешь ты Господа.
Благодаря чистой учтивости непорочен ангел,
Благодаря учтивости вращается небосвод.
Благодаря учтивости души приходят в тела,
Благодаря учтивости сделали они тело своим обиталищем.
Благодаря учтивости отправились в путь пророки,
Подобно светилам, [движущимся] с учтивостью по небу.
Пророки, друзья [Аллаха] и избранники
С учтивостью поклонялись Аллаху.
В народе Салиха не было учтивости,
Не было среди них ни одного владыки,
Дабы научиться он мог учтивости у Салиха,
Благодаря учтивости стать праведником, а не негодяем.
Были они неучтивыми, оттого погибли,
Отправились в ад и сгинули.
Община Мусы вся была такова.
Сторонниками доводов они были, неучтивыми и весьма отрицающими.
Таким образом учтивость их с пути сбила,
Большинство их неучтивыми были и слабоумными.
Когда пришел Масих (Христос – прим. ред.), положение поменялось,
Начал он призывать к Создателю.
В ком была учтивость,
Тот к шариату и религии ‘Исы устремился.
А кто был неучтивым, стал обезьяной,
Посрамленным, дрянным и обманутым стал.
Триста три дома также
Были неучтивыми, а также из числа неверных.
Не приняли они призыв ‘Исы,
Каждый [из них] неучтивым был, словно гул.
Непременно, стали все поголовно свиньями
По той причине, что были неучтивыми они.
Если кто-нибудь еще так же неучтив,
Он идет по стопам тех других.
Без учтивости нафс всегда презрен,
Словно проклятый старый хрыч Абу Джахль.
Никогда не слышал [разве] ты, с тем неучтивым (Иблисом – прим. ред.)
Что приключилось неожиданно, о диво?!
Был он учителем ангелов,
Подобного которому не было среди них.
Когда оставил он учтивость, стал он проклятым,
Обитателем ада стал, отлучен был от рая.
Слышал ли ты, как Адам в райских садах
Пшеницу вкушал, но прогнали его так же?
Поскольку не соблюл он учтивости,
Из рая отправился он в [этот] мир против воли.
Так давай же ты сегодня с людьми в мире
Живи учтиво и отправься в райские сады.
Мустафа (пророк Мухаммад – прим. ред.), который был главой людей,
Учтиво поступал со знатью и простым людом.
Посему следует членам уммы Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.)
Быть учтивыми на пути Аллаха.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.