Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других людей – такое определение можно дать слову «эгоизм». Эгоизм – это не просто личностное качество, это жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение личных интересов воспринимается как высшее благо.
Ислам строго порицает это дурное качество. Более того, эгоизм, согласно учениям Корана и сунны, является тяжелым духовным недугом, против которого нужно бороться так же усердно, как люди борются с физическими заболеваниями.
Эгоисты считают правыми лишь себя, они не приемлют критики и не могут принять мнение других, даже если оно соответствует истине. Предостерегая от времен эгоизма и суровых испытаний в будущем, Пророк (с.а.с.) повелел людям заботиться о своем духовном положении.
Абу Умайя аш-Ша‘бани однажды сказал: «Я спросил Абу Са‘лябу аль-Хушани: «О, Абу Са‘ляба, что ты можешь сказать об аяте: «О, те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение»? Он ответил: «Я спрашивал об этом посланника Аллаха (с.а.с.), и он сказал:
«Побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого. А когда увидите, что люди повинуются скупости, следуют своим страстям и предпочитают этот мир (миру вечному), и что каждый человек довольствуется своим мнением и считает его правильным, тогда уже заботьтесь о себе и не обращайте внимания на остальных. Поистине, впереди у вас — дни терпения. В эти дни терпение будет подобно сжиманию в руке раскалённого угля, и того, кто будет совершать благие дела в эти дни, ожидает награда пятидесяти человек, совершающих такие же дела».
В этом хадисе Пророк (с.а.с.) сообщил о том, что проявлением эгоизма в человеке является неприятие им чужого мнения. Это может быть как в мирских делах, так и в религиозных. Страшнее же всего, когда человек не приемлет доводы и мнения больших ученых, а опирается лишь на свое мнение или свое понимание доводов Корана и сунны. Когда подобное распространяется, наступает хаос.
Противоположностью этого дурного качества является бескорыстие. Бескорыстные люди щедры, они умеют сопереживать, жертвовать, когда надо, своими личными интересами. Они адекватно воспринимают критику, принимают доводы и всегда стоят на стороне истины.
Описывая ансаров – мусульман Медины, которые гостеприимно приняли в своем городе Пророка и его сподвижников, – Аллах сказал:
«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (аль-Хашр, 9).
Несмотря на свою нужду и бедность, они готовы были поделиться последним со своими братьями-мухаджирами. Эти люди были далеки от эгоизма, гордыни и высокомерия.
Посланник Аллаха (с.а.с.) назвал одним из условий полноценной веры самопожертвенность и бескорыстие:
«Не уверует из вас (полноценной верой) никто, пока он не пожелает своему брату то, что он желает себе». Эгоизм же всегда связан с гордыней и нелюбовью у окружающим: «Поистине, Всевышний Аллах прекрасен и любит красоту. А гордыня же означает попирать истину и презирать людей» (Муслим).
Islam-Today