«Видел ли ты того, кто не поверил в Наши знамения, и сказал: «[Если предположить, что воскрешение будет, то] я непременно буду наделен богатством и детьми?» Разве он узнал тайное или заключил договор [об этом] с Милостивым? Нет [не было такого договора]! Мы запишем его слова и сильно увеличим его наказание [в Аду]. Нам останется все, о чем он говорил [то есть его имущество и потомство], и [в Судный день] он придет к Нам одиноким [без детей и имущества]» (Марьям, 77-80).
Относительно причин ниспослания этих аятов в риваяте от Хаббаба ибн аль-Арата (р.а.), который приводят в своих сборниках имам аль-Бухари и имам ат-Тирмизи, говорится следующее: «Во времена джахилии я был кузнецом. Однажды я выковал для ‘Аса ибн Ваиля меч; я получил с него за свою работу плату, но тот остался мне должен ещё несколько динаров. Когда я отправился к нему за оставшимися деньгами, он сказал: «Я не доплачу тебе, пока ты не отречешься от Мухаммада!»
Высокомерие, или почему некоторых людей надо вовремя «ставить на место»
На что я сказал ему: «Я не отрекусь от Мухаммада, пока Аллах не умертвит и вновь не воскресит тебя!» Тот сказал: «Эй, Хаббаб! Разве Мухаммад, религии которого ты следуешь, не обещает, что у тебя, как и у остальных обитателей Рая будет столько золота, серебра, одежды и прислуги, сколько они захотят?!»
На что я ответил: «Да, так он и говорит». На что тот сказал: «Тогда позволь мне умереть и потом воскреснуть, ведь не думаю, что на том свете твое положение и положение твоего товарища Мухаммада окажется лучше. Уверен, богатства и потомков у меня и там окажется больше, там-то я с тобой и рассчитаюсь!» И тогда снизошли аяты эти аяты (Имам аль-Бухари, Тафсир аль-Куръан, 19/3, 5, 6; Бюйу’, 29; аль-Иджара, 15; имам Муслим, Сыйфат аль-Мунафикын, 35, 36; имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, 19/7, хадис №: 3162; ‘Абд аль-Малик Ибн Хишам аль-Химйари, ас-Сира ан-Набавия, 1/357; Хафиз Абу аль-Касым Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани, аль-Му’джам аль-Кябир, 4/76-77, хадис №: 3650-3654).
В одном из риваятов от Ибн ‘Аббаса (р.а.) говорится, что ‘Ас ибн Ваиль был должен не только Хаббабу, но и некоторым другим сподвижникам посланника Аллаха ﷺ.
Говорится, что когда мусульмане пришли к нему, требовать свой долг, он сказал им: «Разве не вы утверждаете, что в Раю будет много золота, серебра, шелка и различных фруктов?!»
На что они ответили: «Да, так и будет». На что он сказал: «Тогда увидимся в следующей жизни! Ведь клянусь богом, богатства и потомства там мне будет дано ещё больше, и книга там у меня будет своя, подобно вашей!» (Имам ат-Табари, Джами‘ аль-Баян, 16/91).
Фото: elements.envato.com/ru.