История ниспослания аята: «В Судный день он придет к Нам одиноким»

أَفَرَأَيْتَ الَّذِي كَفَرَ بِآيَاتِنَا وَقَالَ لَأُوتَيَنَّ مَالًا وَوَلَدًا 
أَطَّلَعَ الْغَيْبَ أَمِ اتَّخَذَ عِندَ الرَّحْمَنِ عَهْدًا 
كَلَّا سَنَكْتُبُ مَا يَقُولُ وَنَمُدُّ لَهُ مِنَ الْعَذَابِ مَدًّا 
وَنَرِثُهُ مَا يَقُولُ وَيَأْتِينَا فَرْدًا 

«Видел ли ты того, кто не поверил в Наши знамения, и сказал: «[Если предположить, что воскрешение будет, то] я непременно буду наделен богатством и детьми?» Разве он узнал тайное или заключил договор [об этом] с Милостивым? Нет [не было такого договора]! Мы запишем его слова и сильно увеличим его наказание [в Аду]. Нам останется все, о чем он говорил [то есть его имущество и потомство], и [в Судный день] он придет к Нам одиноким [без детей и имущества]» (Марьям, 77-80).

Относительно причин ниспослания этих аятов в риваяте от Хаббаба ибн аль-Арата (р.а.), который приводят в своих сборниках имам аль-Бухари и имам ат-Тирмизи, говорится следующее: «Во времена джахилии я был кузнецом. Однажды я выковал для ‘Аса ибн Ваиля меч; я получил с него за свою работу плату, но тот остался мне должен ещё несколько динаров. Когда я отправился к нему за оставшимися деньгами, он сказал: «Я не доплачу тебе, пока ты не отречешься от Мухаммада!»

Высокомерие, или почему некоторых людей надо вовремя «ставить на место»

На что я сказал ему: «Я не отрекусь от Мухаммада, пока Аллах не умертвит и вновь не воскресит тебя!» Тот сказал: «Эй, Хаббаб! Разве Мухаммад, религии которого ты следуешь, не обещает, что у тебя, как и у остальных обитателей Рая будет столько золота, серебра, одежды и прислуги, сколько они захотят?!»

На что я ответил: «Да, так он и говорит». На что тот сказал: «Тогда позволь мне умереть и потом воскреснуть, ведь не думаю, что на том свете твое положение и положение твоего товарища Мухаммада окажется лучше. Уверен, богатства и потомков у меня и там окажется больше, там-то я с тобой и рассчитаюсь!» И тогда снизошли аяты эти аяты (Имам аль-Бухари, Тафсир аль-Куръан, 19/3, 5, 6; Бюйу’, 29; аль-Иджара, 15; имам Муслим, Сыйфат аль-Мунафикын, 35, 36; имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, 19/7, хадис №: 3162; ‘Абд аль-Малик Ибн Хишам аль-Химйари, ас-Сира ан-Набавия, 1/357; Хафиз Абу аль-Касым Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани, аль-Му’джам аль-Кябир, 4/76-77, хадис №: 3650-3654).

В одном из риваятов от Ибн ‘Аббаса (р.а.) говорится, что ‘Ас ибн Ваиль был должен не только Хаббабу, но и некоторым другим сподвижникам посланника Аллаха ﷺ.

Говорится, что когда мусульмане пришли к нему, требовать свой долг, он сказал им: «Разве не вы утверждаете, что в Раю будет много золота, серебра, шелка и различных фруктов?!»

На что они ответили: «Да, так и будет». На что он сказал: «Тогда увидимся в следующей жизни! Ведь клянусь богом, богатства и потомства там мне будет дано ещё больше, и книга там у меня будет своя, подобно вашей!» (Имам ат-Табари, Джами‘ аль-Баян, 16/91).

Фото: elements.envato.com/ru.

Социальные комментарии Cackle