Ислам в советское время: антирелигиозная комиссия и налогообложение для мулл

«Портрет В. И. Ленина» Николай Фешин. Фото с выставки: Ислам-тудей

«Портрет В. И. Ленина» Николай Фешин. Фото с выставки: Ислам-тудей

«За советскую власть, за шариат!»: отношения государства и ислама в советский период

В. И. Ленин 12 ноября 1920 г. подписал декрет СНК о создании Главного политико-просветительского комитета республики, который руководил проведением агитационных кампаний, лекционной деятельностью, клубной работой, музейным делом, антирелигиозным образованием. Параллельно с ним антирелигиозной работой занималась комиссия при Отделе агитации и пропаганды (АПО) ЦК РКП(б).

Для начала 20-х годов было характерно некоторое равновесие между ними в степени влияния на формирование религиозной политики. В первое пятилетие Советской власти существовали и другие антирелигиозные комиссии, до осени 1922 г. решавшие оперативные вопросы. Но работали они недолго, что можно расценивать как существенную особенность первых пяти лет проводимой Советским государством политики в отношении религиозных организаций.

Летом 1922 г. Секретариат ЦК РКП(б) сделал очередной шаг в строительстве антирелигиозной работы. 25 сентября 1922 г. состоялось первое заседание новой комиссии, созданной постановлением Оргбюро ЦК РКП(б) от 13 октября 1922 г., ее утверждение прошло постановлением Политбюро ЦК РКП(б) от 19 октября 1922 г. Комиссия получила название КОМОТЦЕРГОР – Комиссия по проведению отделения церкви от государства, сокращенно Антирелигиозная комиссия (АРК). Структурно она входила в АПО ЦК РКП(б). Подобные комиссии стали создаваться в обкомах партии и при советских органах различного уровня.

Насколько серьезное внимание уделялось организации и работе АРК, видно из того, что решение Политбюро от 19 октября 1922 г. принималось с участием В. Ленина. Важность ее деятельности подтверждается также списком лиц, принимавших участие в работе: И. Сталин, Н. Бухарин, Л. Троцкий, А. Луначарский, Л. Каганович, А. Рыков, П. Красиков, П. Смидович, Ем. Ярославский. Это была единственная комиссия в непосредственном подчинении Политбюро, но структурно входящая в агитационно-пропагандистский отдел (АПО) ЦК партии. Изучение документов АРК позволяет сделать вывод, что целью ее работы было максимальное снижение влияния конфессий на жизнь страны, замена религиозного мировоззрения коммунистическим.

Представители Оренбургского магометанского духовного собрания. 1920-е гг. Из книги "История ислама в России"

Представители Оренбургского магометанского духовного собрания. 1920-е гг. Из книги "История ислама в России"

Деятельность АРК, ставшей штабом по антирелигиозной работе, направлял секретарь ЦК партии по пропаганде Емельян Ярославский. Работа комиссии была засекречена, ее документы публиковались в ограниченном количестве и под грифами: «Секретно», «Хранить наравне с шифром», «Строго-Секретно»  и т.д. За время своего существования, с 25 сентября 1922 г. по 4 ноября 1929 г., АРК рассмотрела 842 вопроса религиозной политики, что и зафиксировано в 118 протоколах. Она занималась подготовкой проектов документов по проведению этой политики, готовила материалы к съездам и пленумам ЦК, отдавала соответствующие распоряжения ведомствам и учреждениям.

Для изучения настроений уммы коллегия Наркомнаца решила создать спецкомиссию, которая и была утверждена на заседании мусульманской коллегии Наркомнаца. В ее состав вошли: председатель – А. Т. Гисматуллин; члены: Н. Т. Тюрякулов, М. Х. Султан-Галиев и ряд других видных политиков. Подобные комиссии имелись и при других комиссариатах. Комиссия, работавшая при Народном комиссариате просвещения, в феврале 1923 г. приняла план, который предусматривал изучение истории ислама; установление связей с партийными, общественными, религиозными организациями в стране и за рубежом; проведение научно-практических конференций; создание научно-методической литературы; ведение пропагандистской работы. Уделялось внимание и вопросам организации съездов мусульман, проблемам мусульманских школ и т. д. Для ведения антирелигиозной работы среди мусульман было принято решение создать межведомственную комиссию из представителей народных комиссариатов.

Президиум ВЦИК 8 апреля 1929 г. создал постоянную Комиссию по вопросам культов под председательством П. Г. Смидовича. Комиссия замыкалась на Президиум ВЦИК. В ее состав вошли представители от Народного комиссариата внутренних дел, Народного комиссариата юстиции, Народного комиссариата просвещения, Всероссийского центрального совета профсоюзов и уполномоченный ОГПУ при СНК РСФСР. Уже в первые дни работы комиссия обнаружила значительное число нарушений со стороны властей, следствием чего стала подготовка проекта циркуляра для ЦИК автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам.

В начале мая 1930 г. муфтий Р. Фахретдинов встретился с председателем Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК П. Г. Смидовичем. В поданном им письме говорилось о творимом произволе. Муфтий просил в первую очередь расследовать дела о закрытии мечетей, рассмотреть дела об освобождении из мест заключения и ссылок мулл, отменить непомерные налоги, дать местным органам приказ не применять репрессивные меры. После этой беседы П. Г. Смидович писал М. И. Калинину: «...положение по мусульманскому культу хуже, чем по другим культам… если перегибы по отношению к христианским культам вызвали движения в западных государствах только общественных верхушек, то такое положение в мусульманском культе неизбежно вызовет массовое движение в государствах восточных. Это много хуже».

Письмо муфтия и подобные обращения от священнослужителей других конфессий подвигли П. Г. Смидовича обратиться в мае 1930 г. в Наркомат финансов СССР с просьбой навести порядок в налогообложении священнослужителей. Многим из них был определен налог, в 30–70 раз превышающий уровень предыдущих лет. Эта проблема обсуждалась в августе 1930 г. на совещании в Президиуме ВЦИК. Сложившаяся ситуация вынудила председателя Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК обратится с письмом к Народному комиссару финансов, в котором он просил навести порядок в этом вопросе. В итоге появились специальные циркуляры Народного комиссариата финансов: от 20 февраля 1931 г. № 68, в июле 1931 г. № 266.

Но спустя некоторое время ситуация с завышением налогообложения мулл и мечетей опять стала привычным явлением. Это привело к тому, что муфтий Р. Фахретдинов обратился с письмом ко всем членам ЦДУМ о закрытии управления, дабы привлечь внимание властей к проблемам ислама и изменить к нему отношение. Но власти уже сделали окончательный выбор в решении религиозного вопроса, поэтому письмо муфтия уже не могло иметь особого значения.

«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

Социальные комментарии Cackle