Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 12. Разъяснение обстоятельств жизни шейха Бахаʼ ад-дина1 (да пребудет над ним милость Аллаха)
Когда наш шейх подчинил свой нафс,
От Бога он получил знание о мире.
Прихоти свои он подвергал телесным наказаньям ежечасно,
Жадность и скупость он притеснял.
Не давал попасть он в сердце свое страстям,
Сердцем и душой он помнил об Аллахе.
Среди путников, идущих по этому пути,
Он был с Богом, Истинный (Хак) был ему товарищем.
Для других его сердце было словно солнце,
Благодаря [Божественной] манифестации (таджалли)2 находили [они] в нем свет и сиянье.
Оба мира проскочил [он] в один миг,
От обоих отрешился он благодаря любви к Истинному (Хак).
Такую благородную сущность тот друг [Аллаха]
Получил от Пророка, как и ‘Али.
Во всякое мгновение ступал он в какой-нибудь из миров,
Сопровождались чудесами и деяниями его слова.
Руки, ноги, глаза и сердце он связал,
Освободился от условностей (букв. качества и количества – прим. ред.).
В морях знания, кротости и [духовного] знания (ма’рифат)
Проявлялся всякий раз в одном цвете и качестве.
В шариате [был] ученым, сведущим о нем,
В тарикате [был] мастером этот обладатель [духовного] взора.
Ведает истину (хакикат) та чистая душа,
Из [всех] друзей [Аллаха] этот является внушительным.
Просвещу тебя, о последователь религии,
Дабы ты узнал, кто есть таков тот обладатель убежденности (йакин)3.
Исполнена смыслом сущность старца (перс. пир) уединенного,
Его родина – Рум, и он [уроженец] Зелы4 (Зилави – прим. ред.).
Его прозванье (лакаб) Баха ад-дин (Великолепие религии), а имя – ‘Умар,
Чистого происхождения5, предводитель и обладатель [духовного] взора.
Искренний и особый избранник Аллаха,
Следующий по стопам друзей [Аллаха] и пророков.
Сведущ [он] был во всех науках и искусствах,
Умел, дотошен и искусен в разных областях.
Сто тысяч благословений его душе,
Всем его последователям и сподвижникам!
________________________________________
1. Шейх Баха` ад-дин ‘Умар аз-Зилави – анатолийский шейх, уроженец города Зела (Зиле), которого Абу
Бакр Каландар, по всей видимости, считал своим учителем и наставником.
2. Таджалли (араб. «проявление») – Божественная манифестация в исламе, учение о которой получило развитие в суфизме.
3. Йакин (араб. "убежденность") – принятое в гносеологии ислама обозначение состояния спокойствия души и освобождения от сомнения, основанного на достоверности познания, в котором выделяются три уровня:
1) ‘ильм аль-йакин («достоверное знание»);
2) ‘айн аль-йакин («око достоверности»);
3) хакк аль-йакин («достоверная истина»), обозначающих соответственно дискурсивное знание, созерцание и непосредственное переживание истины.
Это понятие было осмыслено в мусульманской философии и мистических течениях ислама.
4. Зела (тур. Zile) – древний город в Малой Азии (на территории современного турецкого города Зиле в провинции Токат)
5. Возможно, эта фраза указывает на принадлежность Абу Бакра Каландара к сеидам – потомкам пророка Мухаммада.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.