Имущество мусульманина: откуда получает, на что расходует

Имущество - важная составляющая нашей жизни. Аллах по-разному распределил между людьми материальные возможности - ризык. Кому-то дал больше, кому-то меньше. Поэтому каждый проходит свой персональный экзамен на благодарность, терпение, щедрость. А также - на умение правильно заработать и правильно потратить.

 

Откуда приходит?

Любое наше материальное поступление должно быть разрешено Исламом. Мусульманин не имеет права выбирать доход, исходя из расплывчатых “наверное, можно”, “кажется, халяль”, “так многие делают” и пр. Его долг - получить достоверный ответ от грамотного в Исламском праве специалиста.

Разрешённых вариантов получения имущества несколько. Основные среди них:

1. Заработок от дозволенной деятельности (работы).

Возможность получать доход-халяль всегда была и будет. Иначе, Коран - руководство для людей до Конца Света - не содержал бы призыва искать и выбирать именно дозволенное:

“О, люди! Ешьте то [что дано вам] на земле из халяльного и чистого, и не следуйте по пути шайтана. Поистине, он для вас - явный враг” (сура “аль-Бакара”, 2:168; “Калям Шариф. Перевод смыслов”).

2. Подарки от других людей.

«Если кому-то будет сделано что-либо благое со стороны единоверца не по его просьбе и инициативе, пусть примет это и не отказывается: ведь это удел, которым наделил его Всевышний» (привёл имам Ахмад; смысл).

Подарки нельзя путать со взятками. Последние однозначно запрещены и являются источником-харам.

“Не проедайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы незаконно есть часть имущества людей [путём дачи взятки и лжесвидетельства] в то время, как вы знаете [что совершаете недозволенное и греховное]” (сура “аль-Бакара”, 2:188; “Калям Шариф. Перевод смыслов”)

3. Наследство умершего родственника (мирас).

Такое имущество переходит в собственность человеку только после точного установление всех наследников (варис), и определения доли каждого на основании норм Шариата.

“Мужчинам доля из того, что оставили [в наследство покойные] родители и [близкие] родственники. И женщинам - доля из того, что оставили [в наследство покойные] родители и [близкие] родственники, будь то мало [наследства] или много - удел [наследства установлен в Куране и он] обязательный [для передачи тем, кому оно полагается по Шариату]” (сура “ан-Ниса”, 4:7; “Калям Шариф. Перевод смыслов”).

4. Имущество, завещанное посторонним лицом.

Человек может фигурировать в завещании (васыя) кого-то из дальних родственников или даже посторонних людей. Тогда после смерти лица, составившего завещание, этот человек становится обладателем части его имущества (но не более ⅓).

5. Социальная поддержка со стороны государственных, благотворительных и пр. организаций, согласно действующему в стране законодательству.

 

Куда уходит?

Средства существования, дарованные Аллахом, должны расходоваться без скупости и одновременно без транжирства (исраф).

Но, кроме этого, важны цели, на которые следует использовать имущество:

1. Семья

Прежде всего, мусульманин имеет материальные обязательства перед семьёй: «Если человек расходует (средства) на свою семью с верой и надеждой на награду Всевышнего, это становится для него садака» (привели имамы аль-Бухари, Муслим; смысл).

При этом, близкие не должны быть слишком требовательны к тому, как их обеспечивает глава семьи - ведь он не даст более того, что предопределил для них Аллах.

«Придет время, когда причиной гибели мужчины будут его жены, родители и дети, которые будут упрекать его в бедности и требовать от него того, чего он не в силах дать им. Это заставит его прибегнуть к разным (запретным) путям (их удовлетворения), которые ослабят его веру, и он погибнет» (привёл имам аль-Хаттаби; смысл).

2. Закят

Аллах заложил ризык нуждающихся в достаток состоятельных людей. Посредством закята происходит справедливое разделение имущества этих социальных слоёв. Уклонение же от закята есть притеснение чужих прав, за что обещаны мучения:

“[...] А те, которые накапливают золото и серебро и не тратят их на пути Аллаха - обрадуй [Мухаммад] болезненным наказанием. В тот день [Судный День] они [накопленные ими сокровища] раскалятся в огне Ада и ими будет клеймить [прижигать] их лбы, бока и спины. [Им скажут]: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите [воздаяние за] то, что вы собирали” (сура “Ат-Тауба”, 9/34-35; “Калям Шариф. Перевод смыслов”).

3. Возврат долга

Самое лучшее - не брать в долг. Это сохраняет независимость. Однако, если без долга не обошлось, то рассчитаться по нему необходимо как можно быстрее.

“Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя” (привёл имам ат-Табарани; смысл).

4. Полезная деятельность

При желании, человек всегда может с толком использовать своё имущество. В помощи нуждаются и недостроенная мечеть, и одинокая старушка-соседка. Надо только понимать, что достаток даёт нам Всевышний. И чем разумнее и щедрее мы им распорядимся, тем большая вероятность, что Аллах будет нами доволен, аминь.

Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle