Всевышний обещал верующим, постоянно поминающим Аллаха, Свое прощение и великую награду.
Наш любимый Пророк ﷺ сказал об этом следующее:
«Поминающий своего Господа и не поминающий своего Господа подобны живому и мёртвому» (Бухари, Муслим).
Согласно Корану и сунне, желательно совершать зикр прекрасными именами Всевышнего и с пониманием их смысла. Дорогие единоверцы! Так вспоминайте же Создателя Его прекрасными именами — это путь к любви Аллаха, благоговению, надежде, совершенству имана и к близости с Ним. Нет жизни для сердца, которое не поклоняется Ему Одному и не обращается к Нему.
Обладатель божественности, то есть Могущества для творения мира.
Имам ас-Сануси, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах – это имя собственное для Бога, Чье Существование обязательно с точки зрения разума и который достоин поклонения».
(Аллах) – Господь небес, земли и всего, что между ними. Поклоняйся Ему и будь тверд в поклонении. Знаешь ли ты кого-то подобного Ему?! (Нет!)
Одно из толкований «Знаешь ли ты кого-то подобного Ему»: «Знаешь ли ты кого-то, кого зовут Аллах, помимо Аллаха»? И ответ, разумеется, отрицательный.
Имам Ибн Касир пишет: «Аллах» – имя собственное Господа. Существует мнение, что оно и есть «величайшее имя» (аль-исм аль-аʼзам), ибо именно это имя и описывается всеми качествами. Всевышний Аллах говорит:
«Он – Аллах, и нет никого (другого) достойного поклонения, кроме Него. Он — аль-Малик (Властелин), аль-Куддус(Пречистый от любых недостатков), ас-Салям (Дарующий мир и безопасность), аль-Муъмин, аль-Мухаймин (Хранитель творений, наблюдающий за ними), аль-ʼАзиз (Всемогущий), аль-Джаббар (Тот, чья воля всегда выполняется), аль-Мутакаббир (Величественный)».
Все остальные имена (кроме имени «Аллах») выполняют роль атрибутов».
Ар-Рахман – Обладатель Милости, Ар-Рахим – Проявляющий Милосердие.
По другому мнению, Ар-Рахман – наделяющий пропитанием все живое в этом мире, Ар-Рахим – проявляющий Свое Милосердие только к верующим в вечной жизни.
Имам ас-Сануси приводит другое толкование, которое встречается в большинстве поздних книг по акыде: Ар-Рахман – наделяющий значительными благами, а Ар-Рахим – наделяющий небольшими благами.
И смысл объединения этих имен в Коране и в нашей речи (когда мы говорим: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим») в том, что у Всевышнего следует просить как о значительных вещах, так и о самых незначительных, на что указал имам аль-Байджури в «Тухфат аль-Мюрид».
Мы приведем здесь три основных толкования этих имен, все они верные:
В этом значении первое имя связано с атрибутом, которым описана сущность Всевышнего Аллаха, а второе имя – с Его действиями, то есть Аллах милует, кого пожелает. При выборе такого толкования этих имен на русский язык басмалу можно перевести как «с именем Аллаха, Милостивого, Проявляющего милость».
В соответствии с данным толкованием, басмалу на русский язык переводят как «с именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том».
3. Имам ас-Сануси приводит другое толкование: «ар-Рахман» – наделяющий значительными благами (такими, как жизнь, иман и т. п.), а «ар-Рахим» – наделяющий небольшими благами (вкусная еда, красивая одежда и др.). И смысл объединения этих имен в Коране и в нашей речи (когда мы говорим:
«Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим») в том, что у Всевышнего следует просить как о значительных вещах, так и о самых незначительных, на что указал имам аль-Байджури в «Тухфат аль-Мюрид».
«Ар-Рахман» – это исключительное свойство Аллаха, и это слово используется только при обращении к Господу.
Недопустимо называть кого-то из творений «Ар-Рахман», давать это имя детям и т. п., поскольку не существует никого, кроме Аллаха, чья милость была бы полной и всеобъемлющей. Кроме того, у имен «Аллах» и «ар-Рахман» нет двойственного и множественного числа, ведь это имена Того, кто Един, у кого нет сотоварища, равного или подобного Ему.
Однако слово «рахим» в арабском языке может быть использовано в отношении человека: Всевышний Аллах описывает этим качеством Пророка ﷺ:
«Он добр и милосерден («рахим») к верующим».