«Хранители общины»: какими были сподвижники Пророка ﷺ

Сподвижники пророка Мухаммада (с.а.с.) – те люди, которые его поддерживали, одними из первых уверовали в его пророческую миссию и стали поклоняться Единственному, заслуживающему поклонения, – Всевышнему Аллаху.

Именно эти люди стали трансляторами слов Мухаммада (с.а.с.), охраняли его и всячески помогали. Сподвижники Пророка (с.а.с.) – яркий пример настоящего мусульманина. Не зря в историю они вошли не только как сподвижники, но как «хранители общины». И сегодня мы вместе с вами проверим наши знания о жизни сподвижников, их вкладе в становление и дальнейшее развитие мусульманской общины.

1. Какому из сподвижников принадлежит следующее высказывание:

«Воистину, мимо вас проходят дни и ночи, ваши сроки коротки, дела сохранены, а смерть приходит неожиданно. Кто посеет благо, тот пожнёт только желаемое; а кто посеет зло, тот пожнёт только сожаление. Каждому посеявшему – то, что он посеял»?

Автором этого высказывания является Абдуллах ибн Масуд. Он выучил наизусть Коран непосредственно от самого Пророка (с.а.с.) и был лучшим чтецом среди сподвижников, лучше всех понимающим их смыслы и самым знающим законы шариата.

Абдуллах ибн Масуд во всех поездках неотступно сопровождал своего Мухаммада (с.а.с.), никогда не оставляя его одного. Когда Посланник (с.а.с.) спал, то Абдуллах будил его, когда Мухаммад (с.а.с.) просил его об этом, прикрывал его во время омовения, обувал его в сандалии. Также этот сподвижник всегда носил при себе посох пророка Мухаммада (с.а.с.) и его сивак.

Абдуллах ибн Масуд получил воспитание в доме своего Пророка (с.а.с.), внимая его черты характера и морали, стараясь во всём подражать лучшему из людей. Мухаммад (с.а.с.) также дал разрешение Абдуллху посещать его, когда тому вздумается, сделав его своим доверенным лицом даже в самых секретных делах. Поэтому Абдуллах получил в народе прозвище «хранитель тайн Пророка (с.а.с.)».

4 Абдуллаха в истории ислама, которых должен знать каждый мусульманин
Среди сподвижников Пророка было четверо по имени Абдуллах, известных в исламской традиции как «ал-Абадила ал-арба» («четверо Абдаллахов»)...
09.12.2020
16368

2. Какой из сподвижников не отказался от ислама, даже когда его просила об этом родная мать, угрожая голодной смертью?

Речь идёт об Сааде бин Абу Ваккасе. Буквально перед тем, как принять ислам, Саад увидел необычный сон. Там он находился в тёмном месте, а путь ему освещал новорождённый месяц. И вот, идя при свете луны, Саад бин Абу Ваккас видит Абу Бакра и других сподвижников Мухаммада (с.а.с.). Едва очнувшись ото сна, Саад принимается искать Пророка (с.а.с.), чтобы высказать намерение принять ислам. Застаёт он его за пределами Мекки, читающего намаз. Так Саад бин Абу Ваккас становится одним из первых мусульман.

Мать же сподвижника оказывается недовольная решением сына и призывает его отказаться от ислама и вернуться к вере предков – идолопоклонничеству. Однажды она обратилась к сыну: «Если ты не откажешься от этой новой религии, я буду голодать и не буду ничего пить. Так и умру. Тебя после этого будут называть «убийцей матери». Женщина притворила свою угрозу в жизнь. На это Саад ответил: «Мама, так не делай. Знай, я не отрекусь от своей религии. Клянусь Аллахом, мама, ты пойми, если у тебя будет даже тысяча душ, и ты будешь терять по одной каждый день, я всё равно не откажусь от своей религии. Хочешь ешь, хочешь не ешь!».

3. Какой из сподвижников обладал сильными предпринимательскими качествами и после смерти Пророка (с.а.с.) стал защитником интересов матерей правоверных и их опекунов, взяв полное финансовое обеспечение?

Абдуррахмане ибн Ауфе уже с юных лет он проявлял явную склонность к торговле. В последствии он занимался этим ремеслом в Сирии, Йемене и Эфиопии. При этом Абдуррахман активно жертвовал своим имуществом на пути Аллаха. Так, к примеру, во время битвы Табук он пожертвовал 10 кг золота. На другой военный поход он выделил две тысячи золотых. После смерти Пророка (с.а.с.) он продолжал помогать нуждающимся. От Аишы (р.а.) известно, что однажды мединцы почувствовали сильный грохот, который не был похож на землетрясение. Оказалось, что это был караван из 700 полностью нагруженных верблюдов, которые Абдуррахман отправил в Медину и раздал народу. Это говорит ещё об одной черте характера сподвижника – щедрости.

После смерти пророка Мухаммада (с.а.с.), Абдуррахман ибн Ауф стал защитником интересов матерей правоверных и их опекуном, взяв на себя полное их обеспечение. К примеру, если жёны Посланника (с.а.с) хотели совершить хадж, Абдуррахман брал все затраты на себя.

4. Он был вождём племени Даус в период невежества, одним из достойных арабов и щедрых, благородных людей. В его доме никогда не угасал очаг и не закрывались двери для тех, кто желал войти туда. Он угощал голодных, успокаивал находящихся в страхе, покровительствовал нуждающимся. Был сообразительным человеком и прекрасным поэтом. О ком идёт речь?

Здесь говорится о Туфайле ибн Амре ад-Дауси. Он был одним из известных сподвижников Пророка (с.а.с.). Туфайл принял ислам ещё до переселения, а затем и свой народ при поддержке самого Мухаммада (с.а.с.) тоже привёл к истинной религии.

Туфайл ибн Амр был вождём племени Даус в период невежества, одним из достойных арабов и одним из щедрых благородных людей. Он был сообразительным человеком и прекрасным поэтом.

Туфайл, оставив жилища своего народа, проживавшего в местности Тухамат, отправился в Мекку, где курайшиты выступали категорически против призыва пророка Мухаммада (с.а.с.) к Единобожию. Здесь, в Мекке, с Туфайлом произошёл удивительный, незабываемый случай.

«Когда я прибыл в Мекку, лидеры курайшитов хорошо меня встретили, возвеличили и сказали: «О, Туфайл, ты прибыл в наш город, а в нашем городе Мухаммад (с.а.с.) ведёт с нами спор и утверждает, будто он Пророк (с.а.с.). Так он наводит смуту среди нас и разделяет наш народ. Мы опасаемся, что до вас тоже он дойдёт, и тогда среди вашего народа будет делать то, что делает среди нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его, ведь его слова подобны колдовству, он – разлучающий отца с сыном, брата с братом, мужа с женой». Клянусь Аллахом, они не переставали рассказывать мне удивительные вещи, и вселять страх за мой народ. После этого я твёрдо решил для себя, что не буду к нему приближаться, говорить с ним и слушать его».

Однако, когда Туфайл пришёл на площадь, чтобы получить благословение от идолов, увидел, как Пророк (с.а.с.) совершал намаз рядом с Каабой. Он не мог оторвать глаза от Мухаммада (с.а.с.) и долгое время находился под сильным впечатлением. Едва же Туфайл услышал первые слова посланника Аллаха (с.а.с.), то понял, что никогда в жизни не слышал речи прекрасней.

«Я подождал, пока посланник Аллаха (с.а.с.) отправится домой, пошёл вслед за ним, вошёл в его дом и сказал: «О, Мухаммад (с.а.с.), народ твоего племени рассказывает мне про тебя такое и такое, они не переставали вселять в меня страх по поводу твоего дела, я даже заткнул уши ватой, чтобы не услышать тебя. Но по воле Божьей я услышал твою речь: она была прекрасна! Расскажи мне о твоей религии».

Тогда пророк Мухаммад (с.а.с.) рассказал Туфайлу об исламе и прочитал суры «Аль-Ихлас» и «Аль-Фаляк». В этот момент Туфайл понял, что слышит единственное верную истину и сразу же засвидетельствовал, что нет Божества, кроме Аллаха, и Мухаммад (с.а.с.) – Его посланник. Приняв ислам, новоиспечённый мусульманин остаётся в Мекке, чтобы детально изучить все каноны ислама. Спустя время он принимает решение вернуться к своему народу, что и их наставить на путь истинный. Так всё его племя стало на путь ислама и поклонялось Одному лишь Всевышнему Творцу.

5. Мать какого сподвижника называли Умм Мактум?

Сыном Умм Мактум был Абдулла ибн Умм Мактум. Также Абдулла приходился двоюродным братом Хадидже (р.а.). Отца его звали Кайс ибн Зайд, а мать – Атика бинт Абдуллах. Второе имя – Умм Мактум (что значить «мать сокрытого») – женщина обрела, родив слепого ребёнка Абдуллу.

Абдулла был свидетелем зарождения ислама в Мекке. Он был одним из первых, кто принял ислам, чем обрёк себя на жестокие преследования язычников и многочисленные длительные страдания. Абдулла стремился каждый день запоминать как можно больше новых аятов из Корана, стараясь не упускать ни одной возможности.

Его отношение к религии было примером стойкости, несгибаемой твёрдости и самопожертвования. Ни его преданность, ни его вера не ослабли под сильным гнётом курайшитов. Когда курайшиты усилили преследование Пророка (с.а.с.) и последовавших за ним мусульман, Аллах разрешил им переселиться. В числе первых в Медину отправился Абдулла ибн Умм Мактум. Когда туда прибыл сам Пророк (с.а.с.), то он назначил Абдуллу и ещё одного сподвижника – Биляля – муэдзинами.

Мухаммад (с.а.с.), понимая, что ему придётся иногда покидать Медину, назначил Абдуллу своим наместником на время отсутствия. Это происходило более чем десять раз, причем один из них – в тот момент, когда Пророк (с.а.с.) и другие сподвижники отправились освобождать Мекку.

За что Аллах упрекал Пророка Мухаммада ﷺ?
Одним из доводов того, что Коран не может быть сочинением посланника Аллаха, является тот факт, что Аллах неоднократно поправлял в Коране ошибки Своего посланника и даже выражал ему порицание. Здесь мы рассмотрим те аяты, в которых Аллах указывает на упущения Своего посланника.
22.03.2021
10662

6. Кто из сподвижников посланника Аллаха (с.а.с.) дошёл до Константинополя и был похоронен у его стен?

Это был Абу Айюб аль-Ансари, полное имя его – Халид ибн Зайд ибн Кулайб, родом из племени Бану ан-Наджар. Именно в его доме после переселения в Медину поселился Мухаммад (с.а.с.).

7. Кто из сподвижников бросился на противника на одной ноге со словами: «Истинно, я стремлюсь в рай»?

Это был Амр ибн аль-Джамух.

8. Какой из сподвижников установил экономическую блокаду по отношению к курайшитам?

Это был Самама ибн Усаль.

9. Что Пророк запрещал делать в отношении сподвижников?

«Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с ее половинкой» (Аль-Бухари).

10. Кому Пророк обещал Рай при жизни?

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Абу Бакр в Раю, Умар в Раю, Усман в Раю, Али в Раю, Тальха в Раю, аз-Зубайр в Раю, Абдуррахман бин Авф в Раю, Саад в Раю, Саид в Раю и Абу Убайда бин аль-Джаррах в Раю» (ат-Тирмизи).

11. Как пророк отзывался о самых лучших людях из числа своих сподвижников?

Пророк (с.а.с.) сказал: «Самым милостивым из моей общины по отношению к её членам является Абу Бакр, наиболее стойким из них в религии Аллаха является Умар, наиболее стыдливым – Усман, самым осведомлённым об установлениях, касающихся наследования имущества – Зайд бин Сабит, лучшим чтецом Книги Аллаха – Убайй бин Ка'б, а лучшим знатоком дозволенного и запретного – My 'аз бин Джабаль. И у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу Убайда бин аль-Джаррах» (Ахмад, ат-Тирмизи).

Социальные комментарии Cackle