Чёрная зависть (хасад) является зерном гордыни, корни которой врастают глубоко в сердце и отравляют разум. Заставляет человека заниматься мирской суетой не ради того, что необходимо ему, а только, чтобы встать выше того, кому он завидует. Воистину, эта болезнь губит его обе жизни и лишает покоя. Завистник проводит свою жизнь в мыслях о других — как навредить им, лишить блага и обойти их в благополучии, тогда как те вовсе не думают о нём и продолжают идти по своему жизненному пути.
Аллах Табарака ва Та’аля говорит в Коране, что любое зло, на самом деле, вредит только самим творящим его и ведёт к неверию: «Это произошло (т.е. впали в заблуждение и неверие) потому, что они превозносились на земле и замышляли зло. Но злое ухищрение поражает только тех, кто творит зло. Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме участи первых поколений?» (сура «Фатыр», аят 43)
Столь длинный и тёмный путь Иблиса так же начался с зависти к Адаму (мир ему). А ведь они оба — всего лишь творения Великого Господа. Не было между ними разницы в этом, ибо Аллах творит, что пожелает. Адам был создан по Его воле и всё, чем он был наделён исходило от Всевышнего, а не от него самого.
То есть, зависть Иблиса была неуместной и с точки зрения разума, и с точки зрения духовности. Его прекрасное поклонение, превзошедшее поклонения всех ангелов, раскрылось как неискреннее и бездуховное деяние. Всевышний обнаружил его сущность, испытав Адамом и он сказал: «Я», «Я лучше него!» После этого, всё поклонение Иблиса оказалось напрасным, ибо основывалось не на покорности и понимании сути рабства, а на себялюбии. Поэтому Пророк ﷺ наставлял: «Остерегайтесь зависти, воистину, она пожирает благие дела, подобно тому, как огонь пожирает дрова» (Абу Дауд, 4903).
Ещё он ﷺ говорил: «…и не соберутся в сердце раба иман (вера) и зависть (хасад)» (Ибн Хиббан, 4606). Потому что иман включает в себя веру в предопределение и в то, что всё от одного Аллаха и к Нему возвращается. Ни одно Его творение ничем не обладает, кроме как если Он сам наделит. Нет мощи и силы, кроме как у Всевышнего. Зависть же свидетельствует о несогласии с Господом, бунт против Его воли. И, конечно, это будет куфром (поступком неверующих).
Аллах Джалля Джалялуху поясняет причину того, почему люди в этом мире находятся в разном положении: «Это Он сделал вас наследниками (власти и собственности) на земле и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас в том, что даровал Он вам. Воистину, скор Всевышний в наказании, и, воистину, Прощающий Он, Милосердный» (сура «Аль-Араф», аят 165). Верующий, понимающий сущность этой жизни и того, что мир этот является полем испытаний, не придаёт значения преходящим благам: не желает страстно мирского, но благодарит за дарованное и не печалится из-за отсутствия чего-либо.
Если кто-то обладает большим достатком, чем вы, нет в этом его вины (чтобы ненавидеть его) — такова воля Всевышнего и неизвестно ещё — благо это для него или беда. Ведь каждый приходит на это поле ради борьбы с нафсом — своим «я», чтобы научиться единобожию — пониманию того, что только Аллах — Властелин всего! Иначе, поклонение не будет иметь и малейшей ценности и приведёт в обитель последовавших за Иблисом.
Сказал Посланник ﷺ: «Проникла в вас болезнь прошлых цивилизаций — зависть и злоба (ненависть). Эта болезнь подобна лезвию. Но оно сбривает не волосы, а набожность. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа! Вы не войдете в Рай, пока не уверуете! И вы не сможете стать верующими, пока не начнёте испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Сказать вам о том, что поспособствует этому? Желайте друг другу мира» (Имам Ахмад, Тирмизи).
Любовь и уважение друг к другу означает искренность, открытость, которые вдохновляют произносить слова мира между собой. Конечно, чувство зависти может, в качестве испытания, зародиться и в верующем, задача которого — усмирить себя, спешить избавиться от этого губительного зерна, упавшего в его сердце, пока оно не пустило корни.
Ведь, когда спросили Хасана — внука Пророка ﷺ и сына ‘Али: «Возможно ли, чтобы верующий завидовал другому?» Он ответил: «Вы ведь помните про детей Я‘куба, которые бросили в колодец своего брата Йусуфа? Да, возможно такое. Зависть поселяется в душе человека, но не навредит ему, если не начнёт он проявлять её через нанесение другому вреда руками или языком».
Многие, в том числе и психологи, предлагают такие способы избавления от зависти, как занятость самореализацией, повышение самооценки и прочее. Но всё это является лишь маскировкой, которая отвлекает от чувства зависти на какое-то время, тогда как семена её продолжают оставаться в сердце человека, ожидая благоприятного момента для всхода. Поэтому необходимо осознанно, на корню освободиться от этого порока, используя божественные методы.
Самый же лучший способ избавления от неё, а значит и от гордыни — это уничижение своего нафса. Использование метода «клин-клином». Если зависть стала проникать в сердце верующего, то ему следует прийти к тому, кому он испытывает зависть и самому возвысить его. Открыто, искренне признаться ему, рассказав о причинах, вызвавших у него зависть и восхвалить Творца, который так пожелал. Так он с корнем вырвет из сердца дурной зародыш, обретёт покой, возвысится в степенях перед Аллахом Газза ва Джаль и укрепит братские узы с единоверцем, отдалившись от пути Иблиса.
Поистине, самоуничижение ставит нафс человека на место, служит напоминанием о своём сотворении — об Истинном Хозяине всего. Поэтому этот метод присутствует в зикрах и дуа, когда мы говорим «СубханАллах, Аллаху акбар, ля хауля ва ля куввата илля биллях» — возвеличивая одного Аллаха.
Когда просим о прощении, говорим «Аллахуммагъфирли зунуби ля иляха илля анта субханакя инни кунту миназзалимин!» — Мой Аллах, прости мой грех, нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты, а я тот, кто постоянно ошибается!»
Такое противопоставление — есть воспитание в человеке смиренности, скромности, полной покорности. Это не просто слова молитвы. Они напоминают верующим о самом главном — единобожии! О том, что все творения равны перед Аллахом, а лучший лишь тот, кто более богобоязнен!
Неспроста мусульмане, при любой оплошности поминают Аллаха и спешат к покаянию, вспоминая о своей слабости. Ведь если они не станут этого делать, им не избежать заблуждения: «К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем» (сура «Аз-Зухруф», аят 36). Важно вдуматься в эти слова, так как нафс — «величина непостоянная». Стоит немного отдалиться от поминания Господа, как он начинает заноситься. А если он заносится, то, как известно, не унимается и тогда насытить его способна будет только земля...
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета… от зла завистника, когда он завидует» (сура «Аз-Зухруф», аяты 1,5).
Айна Замаева