Молния и гром достаточно пугающие, величественные природные явления, сопровождающиеся осадками. Весной и в засуху Аллах оживляет дождём землю, осенью поит её перед зимой:
«Посмотри на следы милости Аллаха, как Он оживляет землю после её смерти. Воистину, Он способен оживить мёртвых и способен на всякую вещь!» (Рум, 50).
Всевышний говорит в Коране, что гром наводит на людей ужас, а молния обладает ярким блеском, способным лишить человека зрения:
«…они же от грохота молний со страха затыкают уши пальцами. Воистину, Аллах объемлет неверующих» (Бакара, 19);
«Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их в кучу. В это время из расщелин облаков ты видишь, как сверкает молния. С небес из этих туч Он низвергает град и доводит его, кому пожелает, и отдаляет, от кого пожелает. Между тем, блеск молнии столь яркий, что, кажется, ослепнут глаза» (Нур, 43).
Всемогущий Господь непременно связывает происходящие природные явления со своей мощью, напоминает о наказании для беззаконников и милости для своих рабов. Молния может поразить человека, привести к пожарам, но также она освежает воздух, за счёт образования озона во время грозы:
«Вот вы сказали: «О, Муса! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха воочию». И пока вы смотрели, вас поразила молния. Затем Мы воскресили вас вновь. Быть может, вы будете благодарны» (Бакара, 55-56).
Кстати, слово «гроза» появилось как раз из-за того, что люди всегда испытывали чувство страха от надвигающейся угрозы, опасности перед величием и непредсказуемостью этого атмосферного явления.
Осадки в виде дождей или града также могут обернуться либо милостью, либо бедствием. А раскаты грома однозначно напоминают человечеству о том дне, когда с небес послышится трубный глас ангела Исрафила, уровень звука которого настолько ужасающ, что разом унесёт жизни всего живого!
Ещё в хадисе говорится: «Гром – это ангел (или голос ангела), отвечающий за облака. У него огненные орудия (молния), которыми он гонит их, куда пожелает Аллах» (Тирмизи, 2492).
Проявление всех этих явлений на земле привязано к определённым физическим и химическим законам, но воля исходит от Творца. И один из законов физики гласит: «Ничто не может прийти в действие без внешнего воздействия».
Аллах же создал многочисленных ангелов, каждому их которых поручено дело. Какие они и каким образом выполняют эти поручения, известно только Ему и людям дано знать немного.
Например, управление природой – обязанность ангела Микаиля (а.с.), но он руководит процессами по повелению Аллаха, а приводят в исполнение его поручений другие ангелы. Сказано, что каждую каплю дождя сопровождает отдельный ангел.
Они должны довести их до предназначенного места. Там, где присутствуют ангелы, обязательно бывает благословение Всевышнего:
«Гром прославляет Его хвалой, а также ангелы от страха перед Ним. Он мечет молнии и поражает ими, кого пожелает. Они спорят об Аллахе, а ведь Он силён и суров в наказании» (Ра’д, 13).
Гроза, как было сказано выше, означает угрозу, опасность. Мусульмане же в любых ситуациях – и в благополучии, и в опасности – поминают своего Господа. Гарантией безопасности от наказания Всевышнего является благодарность, признательность Ему:
«Поистине, к вам придёт руководство от Меня. Те, кто последуют за Моим руководством, не испытают страха и не будут опечалены» (Бакара, 38).
Руководство верующих – Коран и сунна посланника Аллаха ﷺ, научившего их тому, как прожить жизнь, угодную Творцу. Принятие и следование этому – есть признательность (иман, ислам). Значит, верующим необходимо заботиться о своём духовном состоянии, быть искренними и избегать всего, что гневит Аллаха. Тогда их не постигнет наказание Господа, любые происшествия на земле не вызовут страха, а будут лишь в качестве испытания. Ведь покорные (не восставшие грехами против повелений Аллаха!) всегда со спокойным сердцем говорят: «Всё от Аллаха и всё к Нему возвращается» (инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун).
Потому во время грозы мусульмане следуют примеру пророка ﷺ: «Он во время грома и молнии прекращал разговор и произносил: «Пречист Аллах от всего неподобающего, приписываемого Ему, Он – Тот, Которого восхваляют гром и ангелы, испытывая страх перед Ним» (Имам Малик в «Муватта»).
Посланник Аллаха ﷺ наставлял: «Когда вы слышите гром (и при виде молнии, ведь молнию не всегда видно, в отличие от грома) славьте Господа своего, тогда вас не коснётся дурное. И не говорите такбир («Аллаху акбар»), произносите именно тасбих (славословия)» (Абу Дауд). Да, воистину, тасбих – наилучшая форма возвеличивания Аллаха.
Поэтому следует произносить любые формулы славословия: «Субханаллах»; «Субханаллахи ва бихамдихи, субханаллахиль-азыйм» и другие. Однако, лучше сказать то, что говорил пророк из 13 аята 13 суры:
«Субханаллязи йусаббихур-ра’ду бихамдихи валь-маляикату мин хифятихи» или «Субхана ман йусаббихур-ра'ду бихамдихи валь-маляикяту мин хыфатихи»
Перевод: Пречист Аллах от всего неподобающего, приписываемого Ему, Он – Тот, Которого восхваляют гром и ангелы, испытывая страх перед Ним.
Айна Замаева