Вопрос:
Что такое «рия» и что говорится об этом в Священном Коране и хадисах?
Ответ: Рия – это термин, обозначающий действия человека, которые вместо искреннего исполнения, где главной целью должно являться довольство Всевышнего Аллаха, совершается на показ ради достижения похвалы, восхищения и т.д. других людей.
Это слово образованно от слово «ре’й» - видеть, и употребляется иногда в хадисах и прочих источниках вместе со словом «сум’а» которое можно перевести как «в погоне за признанием». То есть, это попытка человека заслужить внимание, уважение в глазах других людей или получить какую-либо иную выгоду путем демонстрации тех или иных своих «благих» деяний или качеств.
И хотя трактовка определения в разных источниках звучит по разному смысл их один:
- «Рия – это отказ человека от искреннего намерения совершения деяния ради достижения довольства Всевышнего Аллаха» (ат-Тарифат);
- «Рия – это желание заслужить довольство людей, выставляя напоказ свою покорность Аллаху» - (Газзали, Ихъя, III, 297);
- «Рия – это совершение поклонения ради кого-то помимо Всевышнего Аллаха, пытаясь благодаря этому получить какую-то мирскую выгоду для себя. Это значит совершать благое не потому, что это повеление Творца, а только ради того, чтобы это увидели другие». (Куртуби, V, 422; XX, 212);
- «Рия – это совершение поклонения на показ ради поощрения и одобрения со стороны людей» (Ибн Хаджар, XXIV, 130);
В Священном Коране «рия» упоминается в пяти аятах (аль-Бакара, аят – 264, ан-Ниса, аят - 38; а также аят -142, ан-Анфаль, аят – 47, аль Ма’ун, аят- 6).
В хадисах встречается как само слово «рия», так и ее разновидности. Так в частности Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
- Я переживаю за свою умму, которая может предаться скрытому ширку и мирскому.
- А разве после вас все равно еще останется ширк? – спросили его сахабы. – Да, ответил Посланник Аллаха (мир ему), - но только это будет проявляться не в виде поклонения солнцу, луне, камню или же идолам. Люди будут совершать свои поклонения ради рия (то есть ради того, чтобы только показать себя) (Муснад, IV, 124).
Посланник Аллаха (мир ему) называл рия маленьким ширком, и как он сообщил, в Судный день, Всевышний Аллах обращаясь к тем людям, которые совершали свое поклонение лишь ради того, чтобы показать это другим скажет:
- О, совершившие рия! Идите и найдите тех, ради кого вы совершали свои поклонения, во время жизни мирской, а мы посмотрим, сможете ли вы их найти? (Муснад, V, 428, 429)
В другом хадисе, когда Всевышний спросит у людей, кто и чем старался заслужить довольство Аллаха за те блага, которые он даровал, они начнут перечислять, что кто-то из них погиб на пути Творца сражаясь за веру, кто-то получал знания и изучал Священный Коран, а некоторые жертвовали своим имуществом.
Однако им сообщат, что на самом деле они делали это не ради довольства Аллаха, а лишь, чтобы показать себя, и, значит, понесут за это заслуженное наказание (Муснад, II, 322; Муслим, Имара, 152; Насаи, Джихад, 22).
Islam-today