Одиночество − одно из горьких чувств, очень глубоко воздействующих на человека. Оно далеко не всегда означает только биологическое одиночество. Очень часто бывают такие моменты, когда и среди людей мы чувствуем себя одинокими. В жизни еще много причин для беспокойства, приводящих нас к духовному кризису. Любые материальные затруднения могут привести к непоправимой катастрофе тех, кто чувствует духовную пустоту. Единственный путь противостоять любым невзгодам − это предоставление духовной пищи нашему сердцу.
«Они [обратившиеся к Аллаху] уверовали [во все то, во что необходимо уверовать], и их сердца [избавляясь от проблем и сомнений] успокаиваются при поминании Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (Ар-Ра‘д, 13:28).
Приведенный аят учит нас тому, как мы можем питать свое сердце − поминая Аллаха.
Если в трудные времена мы, как верующие, будем вспоминать нашего Господа и чувствовать Его силу, это придаст нам уверенности. Таким способом мы сможем одолеть чувство одиночества, наш дух одолеет кризис и успокоится, а наше сердце обретет покой и утешение. Потому что мы знаем: без Его позволения ни одна беда не свалится на нашу голову. Но, только часто поминая Аллаха, можно постоянно чувствовать Его близость.
Неправильно поминать Аллаха, только когда нам трудно. Даже когда нас ничего не тревожит, мы должны помнить милости нашего Господа и в ответ выражать Ему нашу благодарность. И вот на этом месте нам нужно ответить на такой вопрос: как делать зикр, каков путь поминания Аллаха?
Поминание Аллаха надо совершать и телом, и словами. С этой точки зрения, совершаемый нами пятикратный намаз тоже является зикром, поминанием Господа. В Коране ясно говорится, что цель совершения намаза − это поминание Аллаха:
«Поистине, Я − Аллах! Нет бога, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и [полноценно] совершай намаз, чтобы помнить обо Мне».
Когда мы читаем Коран, мы тоже поминаем Господа. Ведь Коран также назван зикром из-за напоминания в нем человеку о существовании Аллаха и о ниспосланных Им истинах. Кроме этого мы можем в любое время поминать Аллаха утром и вечером, стоя, сидя и на боку.
В любом состоянии лучшим поминанием будет вспоминание слов единобожия, как об этом сказано в хадисе: «Наибольшим достоинством обладает зикр словами «Ля иляха илляллах». Кроме того, зикр можно делать со словами «Субханаллах» (тасбих), «Альхамдулиллях» (тахмид), «Аллаху Акбар» (такбир), которые напоминают о существовании нашего Господа, о Его могуществе и величии.
Нужно в любом удобном случае повторять их и поразмышлять над ними. Если мы не будем пренебрегать этим, то избавимся от трудностей повседневной жизни, освободимся от стрессов и обретем спокойствие. Ведь конечная цель поминания Аллаха − это обретение покоя.
И это такой душевный покой, влияние которого распространяется и на отношения человека с его близкими. Когда мы вспоминаем Творца, мы становимся ближе к Нему. Когда эта близость увеличивается, она становится дружбой. В результате этой дружбы мы начнем смотреть на все, что нас окружает, через призму нашего сердца, наполненного любовью ко всему живому и неживому.
Вот это и есть та точка, когда наше сердце насытилось, достигло довольства и покоя. Можно ли говорить о покое там, где нет любви? И можно ли говорить о любви, если нет покоя?
В заключение будет полезно коснуться еще одного вопроса. Для того чтобы достойно поминать Господа, прежде всего нужно убрать все препятствия, мешающие Его поминанию. Аллах предупреждает нас, что наши дети и наше имущество могут отвлечь нас от поминания.
Такие вредные привычки, как алкоголь и азартные игры, не только приносят непоправимый социальный вред, но и препятствуют поминанию Аллаха. Нельзя давать возможность нашему беспокойству о пропитании и о сохранении жизни перерастать до таких размеров, когда оно станет преградой для нашего поминания Аллаха.
И надо сторониться вредных привычек и избегать дурных компаний, которые могут нас заставить забыть о милостях нашего Господа.
А какие дуа читаете Вы?