Чревоугодие в христианстве считается смертным грехом наряду с гордыней, завистью и блудом. Примечательно, что у христиан греховным является не только безумное обжорство, но и обычное пресыщение и жажда определенной пищи ради своего удовольствия.
Надо начать с того, что в еде основой является дозволенность, а любовь к различным лакомствам не является чем-либо греховным. Сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) любил халву и мед (Ибн Маджа, ад-Дарими). В другом хадисе рассказывается, что Пророк (с.а.с.) называл гранат райским плодом, и что он ел его по одному зернышку. Он также говорил: «Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок» (Ахмад).
Если же говорить о пресыщении и обжорстве, то в исламе это является порицаемым: «Сын Адама не наполнял сосуда хуже, чем желудок». Эти слова показывают, что умеренность нужна также и в принятии пищи, а их мудрость становится очевидной, если изучить все негативные последствия пресыщения.
Есть более устрашающий хадис на эту тему: «Воистину, большинство людей, евших досыта в бренном мире, будут страдать от продолжительного голода в День суда!» (Ибн Маджа, аль-Байхаки и другие).
Сообщается, что сподвижник Абу Джухейфа (р.а.) рыгнул возле Пророка (с.а.с.), на что он сказал эти устрашающие слова. После этого случая сподвижник никогда не ел досыта. Если он ел обед, то в тот день отказывался от ужина, а от ужина отказывался, если ел обед.
Ученые, комментируя данный хадис, говорят, что скорее здесь говорится о печальных последствиях переедания и пресыщения. Человек, который ест вдоволь, становится ленивым и беспечным к своему поклонению, в результате чего он теряет множество наград будущей жизни. Имам аль-Кади аль-Байдави (р.а.) писал: «Пророк в этом хадисе запретил чрезмерность в употреблении пищи, которая приводит к несварению и гниению пищи в желудке».
Имам ас-Сан'ани (р.а.) же так прокомментировал данный хадис: «Посланник Аллаха рассказал нам о печальном положении людей, евших досыта, ведь пресыщение заставляет человека много пить, а это в свою очередь приводит к сонливости, из-за которой человек перестает совершать благодеяния».
Некоторые ученые рассказывали о другом смысле слов: «Воистину, большинство людей, евших досыта в бренном мире, будут страдать от продолжительного голода в День суда!» По их мнению, здесь говорится о разнице в положении между богатыми и бедными людьми в День суда.
В тот день, когда бедняки из-за легкости расчета войдут в Рай, богачи будут задержаны, ведь обилие благ требует более длительного расчета. Когда бедняки уже поселятся в Раю и станут вкушать прекрасные яства, богачи будут испытывать голод, давая отчет за свои деяния перед Господом.
В любом случае, переедание является порицаемым делом в исламе, ведь множество ученых-мухаддисов выделяли отдельные главы в своих сборниках для этой темы. В хадисе, приведенном в сборнике имама Муслима, Аиша (р.а.) рассказала: «Пророк вплоть до самой смерти не ел вдоволь ячменного хлеба в течение трех дней подряд».
В другом хадисе сказано: «С тех пор, как Пророк переселился в Медину, и до самой его смерти, членам его семьи никогда не приходилось есть пшеничного хлеба досыта в течение трех дней подряд».
Очень важно знать, как ученые люди нашей уммы относились к голоду и чревоугодию, ведь они практиковали аяты Корана и хадисы, а образ их жизни максимально был приближен к жизни Пророка (с.а.с.).
Мухаммад ибн Васи' говорил: «Кто мало ест, тот многое понимает и внятно объясняет».
Великий таби'ин и мудрец Хасан аль-Басри говорил: «Если ты хочешь меньше спать и быть здоровым, меньше кушай».
Ибрахим ибн Адхам изрек: «Кто заботится о своем желудке, тот заботится о своей религии».
Указывая на печальные последствия чревоугодия, Амр ибн Кайс говорил: «Остерегайтесь пресыщения, ведь из-за него ожесточаются сердца».
Имам аш-Шафи'и изрек: «Сытость делает тело тяжелым, притупляет сообразительность и приводит к сонливости». Он также говорил: «С 16 лет я ни разу не ел досыта, кроме одного случая».
Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Чревоугодие – ключ к мирскому, а голод – ключ к Вечной жизни».
Islam-Today