Родословная Достопочтенного Умара бин Хаттаба (р.а.).
Его отец Хаттаб, его предки по порядку: Науфаль, Абдулузза, Ребах, Абдуллах, Ревах, Адий и Ка᾿б. С родословной Посланника Аллаха ﷺ соединяются в девятом поколении, на Ка᾿бе.
Достопочтенный Умар (р.а.) на одну ступень ближе к почтеннейшему Посланнику, чем досточтимый Абу Бакр. Поскольку родословная Абу Бакра (р.а.) соединяется с родословной Расулюллаха ﷺ на Мюрре, который является сыном Ка᾿бы.
Почтеннейший Посланник ﷺ старше хазрати Умара на тринадцать лет. Его жена Халима – дочь сестры Абу Джахля и Хишама.
Достопочтенный Умар (р.а.) принял ислам, когда ему было тридцать два года. Как всем известно, общее количество мусульман к этому времени составляло тридцать девять человек. С досточтимым Умаром их стало сорок. После этого был ниспослан аят о достопочтенном Умаре:
«О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха» (Анфаль, 64).
Почтеннейший Пророк ﷺ дал достопочтенному Умару прозвище Фарук, которое стало наградой за его умение различать правду и ложь и за то, что, приняв ислам, он тем самым усилил его.
Еще одна причина состоит в следующем:
Один мунафик поспорил с одним иудеем. Для разрешения этого спора иудей пожелал прийти к Почтеннейшему Посланнику ﷺ. Мунафик же захотел пойти к главному среди иудеев Ка᾿бу б. Ашрафу.
В итоге они оба пришли к Расулюллаху ﷺ, который вынес решение в пользу иудея. Мунафик не согласился с этим, и они пошли к достопочтенному Умару.
Иудей рассказал о решении, вынесенном Посланником Аллаха ﷺ. Мунафик же сказал, что он не согласен с этим решением, и что они пришли к нему, чтобы он разрешил этот спор.
Достопочтенный Умар (р.а.) сказал им: «Вы никуда не уходите. Чуть позже я вернусь и вынесу для вас решение».
Он принес из своего дома меч и ударил им по шее мунафику, заявив: «Вот так я буду судить тех, кто не соглашается с решением Аллаха Всевышнего и Его Посланника».
После этого Джибриль (а.с.) доставил аят:
«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него?» (Ниса, 60).
Он также сообщил, что хазрати Умар был назван Фаруком, потому что умел отличать истину ото лжи. Под использованным в этом аяте словом «тагут» подразумевается Ка᾿б б. Ашраф.
В тафсире Кади Бейзави сказано так:
«Второй друг – Умар справедливый.
Истину он защитит и ложь искоренит.
Отличив ложь от истины, стал он Фаруком.
Головой достиг он знамени Айюка».
Ибн Масуд (р.а.) говорил: «Принятие ислама достопочтенным Умаром стало для мусульман источником побед, милостей и успеха. До того, как он стал мусульманином, ислам не проявился открыто, и никто из мусульман не читал намаз в величественной Каабе».
Согласно преданию, когда хазрати Умар (р.а.) уверовал, наш Пророк ﷺ положил свою благословенную руку Умару на грудь и трижды произнес: «Аллах мой! Очисти его грудь от дурных качеств и болезней и посели вместо них веру и мудрость».
Все фото: shutterstock.com