Передается от Ибн Аббаса и Абдуллаха ибн Зубейра, что вся эта сура «Худ» без исключений, была ниспослана в Мекке, перед тем как были ниспосланы суры «аль-Хиджр» и «аз-Зариат».
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса сообщается, что между сурами «Худ» и «аль-Хиджр» была ниспослана ещё одна сура, а между сурами «аль-Хиджр» и «аз-Зариат» было ниспослано тринадцать других сур (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/97). По мнению большинства алимов вся эта сура является Мекканской.
Однако наряду с этим высказывалось мнение, что 12, 17 и 114-й аяты были ниспосланы в Медине. Это мнение принадлежит Мукатилю. (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/72) в особенности по поводу 114-го аята существуют достоверные риваяты, в которых сообщается, что этот аят был ниспослан в Медине в отношении Абуль-Ясара (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/202).
Ибн Атиййа говорил, что эта сура была ниспослана после суры «Юнус» (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/20).
أَلا إِنَّهُمْ يَثْنُونَ صُدُورَهُمْ لِيَسْتَخْفُواْ مِنْهُ أَلا حِينَ يَسْتَغْشُونَ ثِيَابَهُمْ يَعْلَمُ مَا يُسِرُّونَ وَمَا يُعْلِنُونَ إِنَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ
«Поистине, они (неверующие) пытаются скрыть, что у них внутри, чтобы спрятаться от Него (от Аллаха). Поистине, даже когда они кутаются в одежду, Он знает все, что они скрывают, и все, что проявляют (они никогда не скроются от Него). Он знает обо всём, что внутри (душ людей)» (Худ, 5).
По поводу причин ниспослания данного аята, существует несколько различных риваятов:
1. Сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Ахнаса ибн Шерика, обладавшего приятной внешностью, славословием, который при каждой встрече с посланником Аллаха (мир ему) демонстрировал свое хорошее отношение к нему и симпатию, скрывая в своем сердце неприязнь.
В риваяте, переданном от Кельби, говорится: когда Ахнас ибн Шерик находился рядом с посланником Аллаха (мир ему), то делал лишь то, что нравилось посланнику Аллаха (мир ему) и всячески выражал своё хорошее отношение к нему, хотя его сердце переполняли совершенно противоположные чувства. И в связи с этим, Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 186).
2. В тафсире Абу Хаййана сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении некоторых кяфиров, которые не скрывали своей неприязни к посланнику Аллаха (мир ему), и которые при встрече с ним поворачивались к нему спиной, закрывали одеждой свои лица, сгибали спины и старались остаться незамеченными. При этом они полагали, что посланник Аллаха (мир ему) не замечает того, как они себя ведут. (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/209).
3. В риваяте, переданном Ибн Джариром от Абдуллаха ибн Шаддада ,сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении мунафиков (лицемеров), которые при встрече с посланником Аллаха (мир ему) старались скрыться и закрывали свои лица, чтобы посланник Аллаха (мир ему) не заметил их (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/210).
Исходя из данного риваята, может сложиться впечатление, что аят был ниспослан в Медине, однако вполне возможно, что речь идёт о некоторых людях, которые ещё в Мекке демонстрировали признаки лицемерия.
С другой стороны, как указывает имам Алуси, упоминаемое здесь лицемерие может быть как лицемерием, которое проявляли мунафики в Медине, так и лицемерием, проявляемым некоторыми курайшитами, которые, с одной стороны, прикидывались друзьями мусульман, но при этом не хотели портить отношений с с другими курайшитами. Следовательно, вполне вероятно, что данный аят мог был быть ниспослан в Мекке (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/210).
4. В риваяте, который приводит Бухари от Мухаммада ибн Аббада ибн Джафара, сообщается, что он однажды услышал, как Ибн Аббас читал этот аят. И тогда он спросил у него о ком говорится в этом аяте. Ибн Аббас сказал: «Здесь подразумеваются те люди, которые стесняются при посещении уборной или при интимной близости с женщинами, открывать свои срамные места. Этот аят был ниспослан в отношении них» (Бухари, Тафсируль-Коран, 11/1).
5. В риваяте, переданном от Заджаджа, сообщается, что несколько многобожников, разговаривая между собой, сказали: «Если мы из вражды к Мухаммаду закроем наши двери, опустим занавесы, укутаемся в одежду ссутулившись, то откуда он узнает, что мы являемся его врагами?!». И тогда Аллах Всевышний, сообщая о скрываемой ими вражде, ниспослал этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/76-77).
وَلَئِنْ أَخَّرْنَا عَنْهُمُ الْعَذَابَ إِلَى أُمَّةٍ مَّعْدُودَةٍ لَّيَقُولُنَّ مَا يَحْبِسُهُ أَلاَ يَوْمَ يَأْتِيهِمْ لَيْسَ مَصْرُوفًا عَنْهُمْ وَحَاقَ بِهِم مَّا كَانُواْ بِهِ يَسْتَهْزِؤُونَ
«И если Мы отложим им наказание на несколько поколений, то они спросят (издеваясь): «Что же удерживает его?». Поистине, в тот день, когда оно (обещанное наказание) обрушится на них, ничто не отвратит его. И окружит их (обрушившись на них со всех сторон) то, над чем они насмехались» (Худ, 8).
В риваяте, переданном Ибнуль-Мунзиром и Ибн Абу Хатимом от Катады, сообщается, что он говорил: «Когда был ниспослан аят «Уже скоро люди будут держать отчет (в Судный день). А они (неверующие) беспечны и отворачиваются (от веры)» (аль-Анбийа, 1), люди стали воздерживаться от совершения грехов. Однако спустя некоторое время они снова вернулись к совершению скверных деяний. Тогда Аллах всевышний ниспослал аят: «Пришло повеление Аллаха (и Судный день наступит, в этом нет ни малейшего сомнения), не торопите же его! Пречист Он (и не имеет недостатков) и возвышен от всего, что они (язычники) к Нему приравнивают!» (ан-Нахль, 1).
Некоторые из людей заблуждения сказали: «Это и есть повеление Аллаха. Наконец-то оно пришло» и отказались от совершения скверных и греховных деяний. Но спустя некоторое время часть из них снова вернулась к совершению дурных поступков. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят» (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/14).
وَلَئِنْ أَذَقْنَا الإِنْسَانَ مِنَّا رَحْمَةً ثُمَّ نَزَعْنَاهَا مِنْهُ إِنَّهُ لَيَئُوسٌ كَفُورٌ وَلَئِنْ أَذَقْنَاهُ نَعْمَاء بَعْدَ ضَرَّاء مَسَّتْهُ لَيَقُولَنَّ ذَهَبَ السَّيِّئَاتُ عَنِّي إِنَّهُ لَفَرِحٌ فَخُورٌ
«И когда Мы даем человеку вкусить милость, а затем забираем её, то он (из-за отсутствия терпения и упования на Аллаха) приходит в отчаянье, проявляет неблагодарность. И когда Мы даем человеку вкусить милость (достаток и здоровье) после постигшей его беды (бедности и болезней), то он говорит: «Трудности покинули меня». Он (обманувшись благами и забыв о Том, Кто их даровал) ликует и хвастается (перед людьми вместо того, чтобы быть благодарным)» (Худ, 9-10).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что данные аяты были ниспосланы в отношении Аль-Валида ибнуль-Мугиры. Так же говорилось, что эти аяты были ниспосланы в отношении Абдуллаха ибн Абу Умаййи аль-Махзуми. (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 9/9; Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/16).
فَلَعَلَّكَ تَارِكٌ بَعْضَ مَا يُوحَى إِلَيْكَ وَضَآئِقٌ بِهِ صَدْرُكَ أَن يَقُولُواْ لَوْلاَ أُنزِلَ عَلَيْهِ كَنزٌ أَوْ جَاء مَعَهُ مَلَكٌ إِنَّمَا أَنتَ نَذِيرٌ وَاللّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ
«Может, ты (о Мухаммад) оставишь часть ниспосланного тебе в откровении (не станешь доводить это до людей), и твое сердце сожмется от этого (от издевательств и неверия людей, когда ты проповедуешь им), потому что они (язычники) говорят: «Почему ему не ниспосланы сокровища (для нас), или ангел не пришел вместе с ним (чтобы подтвердить его правдивость)?». Но (не печалься, Мухаммад) ведь ты только предостерегаешь их (твоя задача лишь доводить, а не делать то, что они требуют), а Аллах – Хранитель всего» (Худ, 12).
Сообщается, что однажды мекканские многобожники обратившись к посланнику Аллаха (мир ему) сказали: «Если ты действительно посланник Аллаха, то преврати горы в окрестностях Мекки в золото, или же приведи к нам ангела, который засвидетельствовал бы, что ты являешься посланником Аллаха». В ответ на эти требования многобожников и был ниспослан этот аят. В риваяте переданном от Ибн Аббаса сообщается, что в ответ на эти требования многобожников, посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Нет, я не смогу сделать этого. У меня нет таких сил». Вслед за этим и был ниспослан этот аят. (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/19-20).
Так же говорилось, что когда мекканские многобожники стали говорить: «Разве ему не должна была быть ниспослана сокровищница, или разве не должен был вместе с ним прийти ангел?», то посланник Аллаха (мир ему) решил перестать поносить идолов многобожников, в надежде, что они придут к вере.
И вот, в связи с этим намерением посланника Аллаха (мир ему) и был ниспослан этот аят. (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 9/10). Этот слова принадлежат Мукатилю (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/82).
В соответствии с одним из риваятов, данный аят, так же как 9 и 10 аяты, был ниспослан в отношении Абдуллаха ибн Абу Умаййи аль-Махзуми (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 12/20).
مَن كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لاَ يُبْخَسُونَ أُوْلَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ إِلاَّ النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُواْ فِيهَا وَبَاطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«Тем, кто желает только (благ) земной жизни и её прикрас (здоровья, безопасности, богатства, детей и власть), Мы в полной мере воздадим за их (хорошие) поступки в этом мире. И они не будут обделены. Но они не получат в вечной жизни ничего, кроме огня (Так как все их устремления и желания были связаны с земной жизнью, и они обрели то, что хотели, то в вечной жизни для них не осталось иной доли, кроме вечного Ада). Обесценится все, что они делали в ней (в земной жизни), и бесполезны (окажутся) их дела» (Худ, 15-16).
Анас ибн Малик говорил, что данные аяты были ниспосланы в отношении иудеев и христиан. Тогда как Муджахид и другие говорили, что эти аяты были ниспосланы в отношении тех, кто занимается показухой (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/244).
أَفَمَن كَانَ عَلَى بَيِّنَةٍ مِّن رَّبِّهِ وَيَتْلُوهُ شَاهِدٌ مِّنْهُ وَمِن قَبْلِهِ كِتَابُ مُوسَى إَمَامًا وَرَحْمَةً أُوْلَئِكَ يُؤْمِنُونَ بِهِ وَمَن يَكْفُرْ بِهِ مِنَ الأَحْزَابِ فَالنَّارُ مَوْعِدُهُ فَلاَ تَكُ فِي مِرْيَةٍ مِّنْهُ إِنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّكَ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يُؤْمِنُونَ
«Разве тот (Наш Посланник), у кого есть довод (Коран) от его Господа, и за кем следует свидетель (Джибриль) от Него (от Всевышнего Аллаха), до которого руководством (в вопросах религии) и милостью была Книга Мусы (Таурат), - разве он равен неверующему? Они поверили в него (в Коран). А тем, кто не поверил в него, обещан Ад. Не сомневайся в этом (в том, что Коран – от Аллаха). Ведь он – истина (ниспосланная) от твоего Господа, однако большая часть людей не верит (кто из-за недостатка понимания, а кто из-за упрямства и высокомерия)» (Худ, 17).
Сообщается, что Али говорил: «Среди курайшитов нет никого, в отношении кого не было бы ниспослано одного или двух аятов». Один человек спросил у него: «Хорошо, а какой аят был ниспослан в отношении тебя?». Али сказал: «Разве вы не читаете аят в суре Худ, в котором говорится: «Разве тот (Наш Посланник), у кого есть довод (Коран) от его Господа, и за кем следует свидетель (Джибриль) от Него (от Всевышнего Аллаха)...»?» (Табери, Джамиуль-Байан, 12/11).
Однако Табери отдал предпочтение другому мнению, в соответствии с которым в другой части аята где говорится «за кем следует свидетель (Джибриль) от Него (от Всевышнего Аллаха), до которого руководством (в вопросах религии) и милостью была Книга Мусы (Таурат), под «свидетелем» подразумевается Али или Джибриль (Табери, Джамиуль-Байан, 12/12).
وَأَقِمِ الصَّلاَةَ طَرَفَيِ النَّهَارِ وَزُلَفًا مِّنَ اللَّيْلِ إِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّيِّئَاتِ ذَلِكَ ذِكْرَى لِلذَّاكِرِينَ
«И совершай (о Мухаммад, полноценно) намаз в начале (намаз зухр) и конце дня (аср), и в некоторые часы ночи (фаджр, магриб и иша). Поистине, хорошие поступки стирают плохие. Это – наставление для способных его принять» (Худ, 114).
1. В риваяте, переданном от Абдуллаха Ибн Масуда, сообщается, что он говорил: «Однажды к посланнику Аллаха (мир ему) пришел один человек и сказал: «О, посланник Аллаха! На окраине города я увидел одну женщину. Я сделал с ней всё, что может сделать мужчина с женщиной, за исключением полового акта. Потом я раскаялся в совершенном и пришел к тебе. Я буду доволен любым решением, которое ты вынесешь».
Умар ибн Хаттаб сказал этому человеку: «Если бы ты скрыл содеянное, то и Аллах скрыл бы это для тебя». Посланник Аллаха (мир ему) ничего не сказал этому человеку. Когда человек ушел, посланник Аллаха (мир ему) послал за ним и попросил вернуться. Когда этот человек вернулся, посланник Аллаха (мир ему) прочел ему (ниспосланный позже) аят: «И совершай (о Мухаммад, полноценно) намаз в начале (намаз зухр) и конце дня (аср), и в некоторые часы ночи (фаджр, магриб и иша). Поистине, хорошие поступки стирают плохие. Это – наставление для способных его принять». Один из тех, кто находился там, спросил: «О, посланник Аллаха! Это касается только его?». Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Нет. Наоборот, это касается всех людей» (Муслим, Тауба, 42; Абу Давуд, Худуд, 31, хадис №: 4468; Тирмизи, Тафсируль-Коран, 11/4, хадис №: 3112, 3113; Ибн Маджа, Салят, 193, хадис №: 1398; Ахмад ибн Ханбал Муснад, 1/406).
В другом риваяте, переданном от Ибн Масуда, сообщается, что этот человек только поцеловал женщину и получил от нее запретный ответный поцелуй. После чего этот человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему) и спросил об искуплении за этот поступок. А когда по поводу его поступка был ниспослан этот аят, то он спросил касается ли данный хукм только его, или же он распространяется и на других тоже. На что посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Данный хукм касается тебя и любого из моей общины, кто совершит подобное» (Бухари, Тафсируль-Коран, 11/6; Мавакит, 45; Муслим, Тауба, 39-40; Тирмизи, Тафсируль-Коран, 11/6, хадис №: 3114; Ибн Маджа, Зюхд, 30, хадис №: 4254; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/385-386, 430).
В риваяте переданном Абу Давудом ат-Тайалиси от Абдуллаха ибн Масуда, сообщается, что Ибн Масуд говорил: «Однажды к посланнику Аллаха (мир ему) пришел один человек и сказал: «О, посланник Аллаха! Я сделал с одной женщиной всё, что может сделать мужчина с женщиной, за исключением полового акта. Раскаявшись, я пришел к тебе. Сделай то, что считаешь необходимым».
Посланник Аллаха (мир ему) ничего не ответил, а вслед за этим ему был ниспослан аят «И совершай (о Мухаммад, полноценно) намаз в начале (намаз зухр) и конце дня (аср), и в некоторые часы ночи...». Один из сахабов спросил: «О, посланник Аллаха! Это касается только его одного, или всех других тоже?». Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Это касается всех людей» (Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/20).
В риваяте, который приводит имам Ахмад в своем Муснаде, сообщается, что этот человек встретил женщину в саду и там же сделал с ней то, что сделал. Умар сказал: «Если бы он скрыл то, что сделал, то и Аллах скрыл бы его позор». Затем там говорится, без упоминания о том, что это явилось причиной ниспослания аята, что посланник Аллаха (мир ему) прочел этому человеку этот аят. После этого, Муаз ибн Джабаль спросил: «О, посланник Аллаха! Данный хукм касается только его одного, или относится ко всем?». В тафсире Табери, а так же в другом риваяте, приведенном в Муснаде, сообщается, что задавшим этот вопрос был Умар ибн Хаттаб (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/445; Табери, Джамиуль-Байан, 12/80).
2. В риваяте, переданном Тирмизи по своей цепочке от Абуль-Юсра (Абуль-Ясара) (Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 4/484) Ка`ба ибн Амра, сообщается, что он говорил: «Однажды ко мне пришла одна женщина, чтобы купить у меня фиников. Я сказал ей: «В доме у меня есть финики еще лучше. Заходи я дам их тебе». Она вместе со мной вошла в мой дом, я наклонился к ней и поцеловал ее. Затем раскаявшись в содеянном, я пришел к Абу Бакру и рассказал ему, что я сделал. Абу Бакр сказал: «Сохрани это в себе. Никому об этом не рассказывай и покайся перед Аллахом». Однако я не смог удержаться, чтобы не рассказать кому-то о своем секрете, поэтому я пришел к посланнику Аллаха (мир ему) и рассказал ему все. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «И ты сделал это с женой гази (воина) отправившегося сражаться на пути Аллаха. Не так ли?». Рави (передатчик хадиса) сказал: «Из-за этих слов Абуль-Юср решил, что окажется в числе обитателей Ада. И он желал оказаться тем, кто принял Ислам только что, а не раньше». Посланник Аллаха (мир ему) какое-то время сидел молча, склонив голову вперед, и вот наконец Аллах Всевышний ниспослал ему аят «И совершай (о Мухаммад, полноценно) намаз в начале (намаз зухр) и конце дня (аср), и в некоторые часы ночи (фаджр, магриб и иша). Поистине, хорошие поступки стирают плохие. Это – наставление для способных его принять».
Абуль-Юср, продолжая свой рассказ, сказал: «Я зашёл к посланнику Аллаха (мир ему) и он прочел мне этот аят. Некоторые из сахабов спросили: «О, посланник Аллаха! Это касается только его одного, или всех других людей тоже?». Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Наоборот, это касается всех людей» (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 11/7, хадис №: 3115).
Точно такой же риваят, какой Тирмизи передал от Абуль-Юсра, приводит Ибнуль-Асир в своей книге «Усдуль-Габа», однако там так же история передается не от Абуль-Юсра, а от Амра ибн Газиййи аль-Ансари, а именно: в риваяте переданном по каналу Абу Салиха от Ибн Аббаса сообщается, что аят «И совершай (о Мухаммад, полноценно) намаз в начале (намаз зухр) и конце дня (аср), и в некоторые часы ночи (фаджр, магриб и иша). Поистине, хорошие поступки стирают плохие. Это – наставление для способных его принять» был ниспослан в отношении торговца финиками из числа ансаров по имени Амр ибн Газиййа ибн Амр.
Однажды к нему пришла одна женщина, чтобы купить у него фиников. Амр, которому очень понравилась эта женщина, сказал: «У меня дома есть еще лучше финики, идем со мной, я дам тебе их». Женщина вместе с ним вошла к нему в дом. И как только она вошла, он набросился на нее и сделал с этой женщиной всё, что может сделать мужчина с женщиной, за исключением полового акта, удовлетворив свою похоть. Затем он раскаялся в содеянном, совершил полное омовение и пришел к посланнику Аллаха (мир ему) и все рассказал ему. Посланник Аллаха (мир ему) ответил:
«Я не знаю, что сказать тебе». В тот момент наступило время послеполуденного (аср) намаза. Посланник Аллаха (мир ему) встал и провел намаз. После завершения намаза. Пришел Джибриль и принес аят «И совершай (о Мухаммад, полноценно) намаз в начале (намаз зухр) и конце дня (аср), и в некоторые часы ночи...». (Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 4/260).
3. В риваяте, переданном от Ата, сообщается, что одна женщина пришла купить муки к одному человеку (в магазин или домой). А этот человек взял и поцеловал эту женщину. Однако после этого поцелуя его руки опустились, и он раскаялся в содеянном. После этого он пришел у Умару и рассказал ему о случившемся. Умар сказал ему: «Смотри, чтобы эта женщина не оказалась женой какого-либо гази (воина), отправившегося в военный поход». Человек сказал: «Так оно и есть, эта женщина жена одного из гази». Умар ничего не сказал в ответ. После этого они вдвоем отправились к Абу Бакру, и он рассказал ему то же самое, что рассказал Умару. Абу Бакр сказал ему то же самое, что сказал Умар, после чего они уже втроем отправились к посланнику Аллаха (мир ему) и рассказали ему о случившемся. Посланник Аллаха (мир ему) сказал этому человеку то же самое, что говорили Умар и Абу Бакр, а затем замолчал и ничего не говорил. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «И совершай (о Мухаммад, полноценно) намаз в начале (намаз зухр) и конце дня (аср), и в некоторые часы ночи (фаджр, магриб и иша). Поистине, хорошие поступки стирают плохие. Это – наставление для способных его принять» (Табери, Джамиуль-Байан, 12/83).
В риваяте, переданном от Язида ибн Румана, сообщается, что этот человек был из племени Бану Гунм, и что он не только поцеловал эту женщину, но и трогал ее руками (Табери, Джамиуль-Байан, 12/83).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что когда женщина вошла в дом этого мужчины, он затащил её в самую маленькую комнату и там сделал с ней всё, за исключением полового акта. Когда же был ниспослан этот аят, этот человек спросил у посланника Аллаха (мир ему): «Это касается только меня одного или же всех людей?». Умар, опередив посланника Аллаха (мир ему), сказал: «Эй ты, не радуйся. Это касается не только тебя, но также и всех людей». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Умар всё верно сказал» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/245).
В другом риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что когда женщина сказала этому человеку: «Горе тебе! Я жена человека, который отправился на войну на пути Аллаха», то он отпустил ее и сильно раскаялся в содеянном (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/269-270).
В вышеприведенных риваятах сообщалось, что сподвижника, ставшего причиной ниспослания этого аята, звали Абуль-Юср Ка`б ибн Амр или же Амр ибн Газиййа аль-Ансари. Наряду с этим есть риваяты, в которых сообщается, что этого человека звали Абу Нуфайл Амир ибн Кайс аль-Ансари (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/287).
Все эти риваяты ясно указывают на то, что данный аят был ниспослан в Медине. Однако поскольку в данном аяте в том числе указывается и на времена намазов, то по мнению Ибн Кясира данный аят мог был быть ниспослан в Мекке, до того, как намаз был вменен в обязанность во время Мираджа (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/284). Но поскольку все риваяты, указывающие на то, что данный аят был ниспослан в Медине, являются достоверными, то мнение Ибн Кясира является не более чем предположением. Кроме того, намазы, упомянутые в этом аяте, могут быть не обязательными намазами, а нафиль-намазами.
«Асбабун-Нузуль. Причины ниспослания аятов Корана»
Автор: Профессор Доктор Бадреддин Четинер.
Перевод с турецкого: Сабир