«Хвала Аллаху, ниспославшему Своему рабу [Мухаммаду] Книгу, в которой нет кривизны [и противоречий]» (Кахф, 1).
В риваяте от Ибн ‘Аббаса (р.а.), который приводит в своем тафсире имам Ибн Исхак ат-Табари, говорится: «Однажды курайшитские многобожники отправили Надра ибн аль-Хариса и ‘Укбу ибн Абу Му‘айта в Медину к иудейским раввинам с такими словами: «Расспросите иудейских раввинов относительно Мухаммада, опишите им его, расскажите им о том, что он говорит. Они обладатели первых писаний, у них есть знания о пророках, которых нет у нас».
Отправившись в путь, эти двое прибыли в Медину, где повстречались с иудейскими раввинами, которым рассказали о Мухаммаде ﷺ и его проповедях. Они также сказали им: «У вас есть Таурат. Не могли бы вы сказать нам, действительно ли наш товарищ является тем, за кого себя выдает. Мы приехали, чтобы узнать у вас об этом».
«Этот человек – колдун»: история ниспослания аята о Мирадже Посланника Аллаха ﷺ
Поразмыслив, иудейские раввины сказали: «Спросите его о трех вещах, и если он будет знать ответы на эти вопросы, – значит он действительно посланный Богом пророк. Если же не будет знать, – значит, он самозванец, и вы можете поступать с ним как вам заблагорассудится. Спросите его о живших много веков назад юношах, и о том, что с ними стало, ведь это поистине удивительная история! Спросите его о человеке, который изъездил от Запада до Востока все страны мира. Также спросите его о душе. Если он даст ответ на эти вопросы, то значит он пророк, – последуйте за ним. Если же нет, то значит, он простой выдумщик, – поступайте с ним как вам угодно».
Покинув Медину, Надр и ‘Укба вернулись в Мекку, где они, явившись к курайшитам, сказали: «О курайшиты! Мы принесли вам то, что, наконец, поможет вывести Мухаммада на чистую воду. Иудейские ученые велели нам спросить у него то-то и то-то…».
Тогда, придя к Пророку ﷺ, курайшиты сказали: «О Мухаммад, расскажи нам о том-то и том-то…», – задав ему вопросы, которым их научили иудейские раввины. На что Посланник Аллаха ﷺ, забыв сказать «иншаАллах» («если будет угодно Аллаху»), сказал: «Завтра я дам ответ на ваши вопросы». После чего курайшиты ушли.
Прошло пятнадцать ночей, но Аллах всё не давал Посланнику Аллаха ﷺ ответа на заданные ему вопросы, не являлся и Джабраиль ‘алейхис-салям. Тогда мекканцы стали говорить между собой: «Мухаммад обещал дать ответ на наши вопросы завтра, но прошло уже пятнадцать дней, а ответов всё нет».
Отсутствие откровений, как и разговоры мекканцев сильно печалили Пророка ﷺ. Но, наконец, явился Джабраиль ‘алейхис-салям с сурой «аль-Кахф», в которой говорилось и о тех юношах, и том странствующем человеке, и содержались слова утешения для самого Пророка ﷺ. Кроме того, был ниспослан аят: «[Иудеи] Спрашивают тебя о душе [благодаря которой живо тело]. Ответь [им]: «Душа – из творений моего Господа…»
Как Аллах подтвердил правдивость сна Своего Посланника ﷺ
Ибн Исхак говорит: «Согласно дошедшим до меня сведениям, Пророк ﷺ начал читать (курайшитам) суру «аль-Кахф» с самого начала: «Хвала Аллаху, ниспославшему Своему рабу [Мухаммаду] Книгу, в которой нет кривизны [и противоречий]».
Также по сведениям Ибн Исхака, когда Джабраиль ‘алейхис-салям наконец явился Пророку саллаллаху ‘алейхи ва саллям с ответами на заданные ему вопросы (об уснувших на много лет юношах, странствующем человеке и душе), и Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «О Джабраиль, тебя долго не было, и мы уже стали думать неладное», – тогда он зачитал ему аят: «[Ангелы сказали:] «Мы спускаемся лишь по приказу твоего Господа. Ему принадлежит все, что перед нами [вечная жизнь], и все, что позади нас [этот мир], а также все, что между ними [все, что существует от сотворения мира до его конца]. Господь твой не оставил тебя».
Из книги "Асбабун-нузуль"