Все живые существа, большие и малые, земноводные и пресмыкающиеся, исчезнувшие с лица Земли и продолжающие своё существование, принадлежат Аллаху.
Животные занимают особое место в нашей религии. Они есть творения Всевышнего Создателя, как и мы, они тоже поклоняются Ему каждый день, просто делают это по-своему. Они наши земные спутники, и мы были назначены опекунами, чтобы заботиться о них, поэтому каждый, кто исповедует ислам, знает, что наш долг – относиться к ним с состраданием.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сам глубоко уважал животных и учил своих последователей делать то же самое. Последний из Его посланников (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Если кто-нибудь убьёт хотя бы воробья или что-нибудь крупнее, не имея на то правого основания, Аллах Всевышний спросит его об этом в день Воскресения».
В Коране есть более 200 аятов, в которых говорится о животных, целых шесть сур названы их именами, к примеру сура «аль-Бакара». Таким образом, Священный Коран, хадисы и сама история Ислама показывают нам, что распространение кротости и милосердия на животных вокруг нас – это есть воля Аллаха.
Наша религия говорит нам о том, что животным нельзя причинять вред или убивать без веской на то причины. Те, кто причиняет вред животным, получат наказание в загробной жизни, а те, кто проявляет к ним доброту, будут щедро вознаграждены.
В хадисе Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Аллах будет милостив к тому в Судный день, который проявляет милосердие, даже при забое птицы» (хадис передал аль-Бухари).
В другом хадисе посланник (мир ему и благословение Всевышнего) рассказал: «Во время путешествия, человек почувствовал сильную жажду. Он обнаружил колодец и пошёл попить воды. Когда он вышел, он увидел, что собака испытывала сильную жажду. Он сказал себе: «Эта собака хочет пить так же, как хотел я». Затем он вернулся к колодцу и используя свой ботинок, принёс воды для собаки. Аллах доволен им и простил его грехи, по причине того, что он сделал» (хадис передал аль-Бухари).
В других своих высказываниях и беседах Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) предупреждает нас, чтобы мы не пугали животных. Когда он был со своими сподвижниками, он нашёл птицу, которая издавала скорбящие звуки. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сразу сказал: «Кто напугал эту птицы, забрав её потомство? Верните обратно её потомство».
Ещё одно правило хорошего обращения с животными, которого должен придерживаться верующий, - не злоупотреблять животными, которых мы используем в определённой работе (например, при транспортировке) и не перегружать их. В одном из хадисов говорится, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) проходил мимо фермы в Медине, где наткнулся на верблюда. Верблюд подошёл к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), словно жалуясь на свою тяжёлую долю. Тогда Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) спросил о владельце верблюда, позвал его и сказал ему: «Ваш верблюд жалуется, что вы перегружаете его работой, и мало кормите его» (хадис передал Абу Давуд).
Такое же уважение к животным требуется и во время жертвоприношения Курбан-байрам, для которого Ислам предписывает чёткие и очень простые правила. В Курбан-байрам мусульмане со всех уголков мира исполнять одну из своих обязанностей – совершать жертвоприношение, которое также имеет свои условия и особенности. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Поистине, Аллах повелел благодетель (ихсан) во всём, поэтому, когда вы закалываете, делайте это хорошо; когда вы забиваете животное, делайте это хорошо, каждый из вас должен наточить свой нож, и пусть забойное животное умрёт спокойно» (хадис передал Муслим).
Следуя Исламу, перед тем, как совершить курбан, необходимо сначала определить наши намерения и убедиться, что животные были хорошо накормлены, заботиться о них, прежде чем совершать жертвоприношение. Животное должно быть определённого возраста, чтобы быть разрешённым для жертвоприношения.
Овцы и козы должны быть старше 1 года, крупный рогатый скот – старше 2 лет и верблюд – старше 5. Животное не должно иметь никаких дефектов, которые сделали бы его непригодным для употребления в пищу человеком. К ним относятся: слабые, слепые, физически неполноценные или те, кто молод, у кого сломаны рога или нет зубов.
Нож, используемый для жертвоприношения, должен быть острым, как бритва, чтобы не продлевать смерть животного и не мучить его, и он не должен быть заточен перед животным. Однажды Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) увидел, как кто-то точит свой нож перед животным, которое он собирался принести в жертву, и сказал: «Ты собираешься убить животное дважды – один раз, заточив нож в пределах его видимости, и один раз, перерезав ему горло?» (хадис передал Муслим).
Убедившись, что животное находится в хорошем состоянии и что ему не было причинено никакого чрезмерного стресса перед жертвоприношением, нужно расположить его так, чтобы шея была обращена к Кибле. Затем острым ножом следует быстро перерезать трахею, пищевод и две яремные вены не более, чем тремя ударами, стараясь не рассечь всю голову.
Знание и следование правилам забоя животного для совершения курбана имеет первостепенное значение, потому что, когда животное умирает, оно возвращается к Аллаху.
Конечно, весь ритуал совершения жертвоприношения отличается своей скрупулёзностью и сложностью. Именно поэтому существуют специальные исламские организации, которые могут совершить жертвоприношение, гарантируя при этом не только стерильность используемых инструментов, но и соответствие предписаниям шариата.
Ильмира Гафиятуллина