"Если уповаешь ты, то поступай, как он, на этом пути нужно действие, а не слова..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 34. Разъяснение того, что упование на Аллаха есть лучшее из дел
Упование имей на пути к Истинному (Хак),
Упованию учись у всех.
Обыкновением людей [Божьих] является упование,
Следование по пути Истинного (Хак) с упованием.
Слышал ли ты, как один из паломников (хаджи)
Спокойно шел, [всей] душой и сердцем устремлялся.
Вдруг упал он в яму,
Поломал себе руки, ноги, спину и лицо.
Стал он уповать на Аллаха, спокойно сел,
Со всеми [связь] разорвал и к Истинному (Хак) привязался.
Посреди ночи прибыли паломники,
Увидали там яму, большую словно пещера.
Сказали: «Что это на пути? Не годится!
[Если] провалится туда верблюд, то покалечится».
Помянули тогда они Аллаха,
Засыпали яму и пошли [дальше].
Одному ангелу пришло повеление от Создателя:
«Ступай и вытащи из ямы того дервиша (факир) Нашего».
Ангел тот с небес на землю
Прибыл тотчас же. Посмотри на этот смысл!
Этот дервиш о том ангеле узнал,
Голову поднял [и] вмиг выбрался из ямы.
Здоровыми и красивыми стали его руки и ноги,
Возблагодарил он Истинного (Хак) и быстро отправился в путь.
Если уповаешь ты [на Аллаха], то поступай, как он,
На этом пути нужно действие, а не слова.
Кто точно так же уповает [на Аллаха],
[Тот] из колючки выводит розу, а из гранита – воду.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Деньги в исламе
Каждая религия содержит определенные руководства по отношению к роскоши, накопительству, деньгам и богатству. Ислам выделяет в человеке три составляющих: душу, разум и тело. Соответственно каждая составляющая имеет свои потребности. Разум нуждается в знаниях и размышлениях, душа – в вере в бога, тело – в еде, воздухе, одежде. Работа в Исламе является не просто весомой частью в жизни человека, она является обязанностью.
-
Разрешено ли мусульманину сидеть, закинув ногу на ногу?
Сегодня стали очень распространены некоторые позы и телодвижения, которые с точки зрения религии считаются неуместными и порицаемыми. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) считал некоторые из них признаком высокомерия, например, руки в бока или руки сложенные за спиной.
-
"Таких людей можно считать лишенными всего благого"
Любовь и уважение людей заслужить нелегко. А если человек имеет отношения со всеми общественными группами, то ему тем более нелегко сделать так, чтобы все им были довольны. Так вот, упоминая в аяте об этих прекрасных чертах характера нашего Пророка, благодаря которым он заслужил любовь и уважение людей...
-
Так выглядит Мекка в Рамадан (13 фото)
Потрясающе красивая аэрофотосъемка Запретной мечети в Мекке.
-
Дуа, которые пророки произносили во время трудностей
В хадисе посланника Аллаха (мир ему) сказано: «У каждого пророка было особое дуа, с которым они обращались за свои общины, и эти дуа были приняты. Я же отложил свое дуа до судного дня, чтобы попросить о заступничестве за свою общину» (Бухари).
-
Что делать, если не успел возместить пост до наступления Рамадана?
Пропущенные дни поста необходимо возмещать после окончания месяца Рамадан и до наступления следующего Рамадана. Поспешность в возмещении этой задолженности, считается мандубом. Если до наступления следующего месяца Рамадан осталось столько дней, сколько было пропущено во время предыдущего поста, то в этом случае возмещение этой задолженности становится ваджибом.
-
Сатр – черта, любимая Всевышним
Если бы религия Ислам была религией жестокости и притеснения человека, а Всевышний Аллах – карающим и строгим к Своим рабам, то в Исламе не ценилось бы такое качество как «сатр» - сокрытие своих и чужих грехов. Арабское слово «сатр» значит «скрывать», «покрывать», «прятать» чьи-либо недостатки и ошибки.
-
3 наставления Пророка ﷺ перед смертью
Наставление Пророка Мухаммада ﷺ перед смертью. Что посланник Аллаха ﷺ завещал своим сподвижникам, повторив это три раза?