"Если поймешь ты, то нет большей тайны, чем это..."

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 241. Разъяснение того, что разум, нафс, сердце и душа представляют собой ничто иное, как единую сущность

 

Послушай от меня, влюбленного, такое разъяснение
Об этой истине, дабы стало тебе ясно.

Затем почувствуешь ты запах этих четырех друзей,
Благодаря этим четырем ты сам являешься владыкой.

Этими четырьмя являются разум, душа и сердце,
Если назовешь нафс, то входит в их число он.

Разум, нафс и душа с сердцем – эти четверо
Все с тобой находятся, о старейшина.

Если сердце пожелает, разум пленником его становится,
Нафс, словно младенец, за ним бежит.

Хотя душа и правит чистым телом,
Сердце его превосходит.

Да упасет тебя [Аллах] от души! Нет у человека другого возлюбленного, кроме сердца,
Если поймешь ты, то нет большей тайны, чем это.

Сердце ищущим является, а разум – указателем пути.
Что есть душа? Скажи, что [она] есть повеление от Аллаха.

Тело живо благодаря душе, а душа жива благодаря Ему,
Между душой и телом, посему, поиск [происходит].

Посему, сущностью нафса, говорят, тело является,
Тело, подобно разуму и душе, препятствием на пути является.

Путь сердца превосходит что бы то ни было,
Основой в человеке сердце является, несомненно.

Что есть разум? Орудие для сердца.
Путь сердца пролегает за пределами воды и глины.

Разум понимает в пределах шести сторон,
Не знает [ничего] за пределами этого качества.

Нафс, подобно ослу, попал в грязь.
Сердце же душе иной путь открыло.

Разум, душа, нафс и сердце друг с другом [вместе находятся].
Все четверо друг о друге ведают.

Всеми четырьмя, в конце концов, ты являешься, о душа моя,
Согласно доводам, знамениям и доказательствам моим.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle