Вопрос предопределения судьбы является, наверное, самым сложным в исламском вероучении. Этот вопрос часто является предметом ошибочного понимания и различных спекуляций – когда несведущие люди начинают утверждать, что в исламе у человека якобы нет свободы выбора, он сам ничего не может определить в своей судьбе, за него все решает Всевышний.
Как следует правильно понимать это понятие и что это такое вообще? Об этом мы поговорим далее.
Вера в предопределение судьбы является одним из шести столпов имана (исламской веры). О столпах имана говорится в так называемом «хадисе Джибриля» - хадисе, где излагаются основы того, во что должен верить мусульманин.
В этом хадисе повествуется о том, что однажды сподвижники находились рядом с Пророком (мир ему и благословение), когда вдруг перед ними появился некий человек в белых одеждах и начал задавать Пророку вопросы о религии.
В частности, он попросил: «О, Мухаммад, расскажи мне об имане». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Суть имана заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, в Его ангелов, в Его Книги, в Его посланников и в Последний день, а также в то, что хорошее и дурное предопределено Аллахом».
И этот человек подтвердил: «Ты сказал правду». Когда же этот человек ушел, Пророк поведал сподвижникам, что это приходил сам ангел Джибриль, чтобы научить их религии.
Исламское вероучение говорит о том, что Всевышний Аллах обладает абсолютным Знанием, которое охватывает все в мире – прошлое и будущее, что произошло и должно произойти. Мельчайшее движение каждого атома и малейшая человеческая мысль не скрыты от Него.
Все хорошее и плохое – от Творца, оно находится в Его власти. Все предпосылки для совершения благих дел или дурных поступков созданы Всевышним, а человеку дана свобода выбора между хорошим и плохим, между добром и злом.
«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи» (Коран, 64:11).
Поскольку, как уже мы сказали, этот вопрос – предопределения судьбы – весьма сложен для понимания, люди были склонны впадать в две противоположные крайности в отношении него. Сам Пророк (мир ему и благословение) предупреждал сподвижников, чтобы они избегали слишком вдаваться в этот вопрос, а просто доверяли бы тому, что ниспослано в Коране в отношении него.
Однако, со временем в исламском мире появлялись люди, которые пытались более подробно вникнуть в это явление и вследствие этого, становились жертвами ошибочного его понимания.
Одно из этих ошибочных суждений принадлежало течению, сторонников, которого называли джабаритами, его основателем считался Джаад бин Дирхам, живший во втором веке по хиджре. Он утверждал, что у человека вовсе отсутствует свобода воли, – Аллах буквально «принуждает» человека совершить тот или иной поступок.
Этот человек был казнен за свои убеждения, а его последователи со временем исчезли, однако, подобное мнение – о том, что человек является просто игрушкой в руках Бога и судьбы, до сих пор присутствует в умах некоторых людей.
Это убеждение опасно тем, что таким образом человек устраняется от любой деятельности, от любой попытки изменить что-то в своей жизни – он просто «плывет по течению», считая, что ничего он сделать со своей жизнью не сможет.
Нынешний упадок и застой мусульманского мира можно до некоторой степени объяснить именно тем, что некоторые мусульмане отказались от активного участия в жизни – от желания учиться или работать, открывать что-то новое, покорять новые горизонты, махнув рукой и на себя, и на свое общество, считая, что свою судьбу им не переменить.
Также люди неправедные и нечестные могут оправдывать свои деяния подобным учением – что дескать, они не виноваты, что живут обманом или воровством, так уж им на роду написано, таково их предопределение.
Из чего видна ошибочность такого суждения? Мы верим, что на протяжении всей человеческой истории Всевышний Аллах периодически отправлял людям пророков, которые должны были разъяснить людям, где истина, а где заблуждение, что есть добро и что зло. Если же у человека нет выбора между добром и злом, то к чему было посылать пророков и давать людям сделать этот выбор?
В Судный день все люди будут спрошены за свои деяния, которые они совершили в земной жизни. Если у человека в действительности нет выбора, то за что же награждать праведников или наказывать грешников?
Тогда получится, что Аллах несправедлив к Своим творениям, - Он будет наказывать людей за те действия, которые Он Сам же заставил их совершить. Это будет явной несправедливостью. В хадисе-кудси передаются слова Всевышнего:
«О, рабы Мои, поистине Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»
Мы знаем, что Господь не притесняет Свои создания, Он Милостивый и Милосердный, поэтому такое убеждение совершенно ошибочно.
Второе ошибочное мнение в отношении предопределения принадлежало так называемым кадаритам, течению, которое также появилось во втором веке по хиджре. Его идеологами и основателями считаются Гайлан ад-Димашки и Мабад аль-Джухани.
Они считали, что Бог дал человеку полную свободу выбора и в действия человека не вмешивается. Более того, Аллах узнает о действии человека только после его совершения. Такое утверждение противоречит божественному Знанию и Могуществу – о котором так сказано в Коране.
«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (31:34).
Даже Пророк (мир ему и благословение) обладал только тем знанием, которое ему открыл Аллах:
«Скажи (о, Пророк): «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я – всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей» (7:188).
Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все предопределено, даже слабоумие и разум» (Сахих Муслим).
Каким же будет правильное мнение в отношении этого пункта исламской веры? Как мы уже писали в статье об умении найти золотую середину, наша религия призывает нас во всем придерживаться умеренности, не впадая в крайности.
Как мы уже сказали выше, мы верим, что Аллах обладает абсолютным Знанием обо всем в мире. Воля Аллаха также охватывает все происходящее в нашем мире – и доброе, и злое. Творец изначально наделил разных людей разными возможностями и способностями – кто-то рождается в бедной семье, кто-то – в богатой, кто-то – сильным, а кто-то – слабым. Внешность, умственные и физические способности, социальное происхождение – все эти вещи человек выбрать не может.
Однако, при этом Аллах дает человеку разум и волю, чтобы он мог наилучшим образом прожить свою жизнь, исходя из тех возможностей, которыми он наделен. Если человек будет прилагать усилия, он может добиться очень многого даже при скромных изначальных данных.
Сколько мы знаем примеров того, что люди с примерно одинаковыми способностями, выходцы из одной семьи, добились совершенно разных результатов в жизни. Более того, известны истории неизлечимо больных людей, инвалидов, которые достигли того, что не было под силу иным здоровым людям. К примеру, всемирно известный ученый-астрофизик Стивен Хокинг, автор множества научных теорий и книг, был тяжело парализован – он не мог не только двигаться, но и говорить.
Выбор между добром и злом, между правдой и ложью также каждый разумный человек способен сделать – равно как исполнение религиозных обязанностей возложено на каждого человека в здравом рассудке. Поэтому никакой человек не сможет оправдаться тем, что его принудили сделать какой-то неправильный выбор, что он не смог ничего добиться, потому что результат его жизни был заранее предопределен.
Разумеется, с разных людей будет разный спрос в зависимости от их возможностей и условий жизни. На бедном человеке, допустим, не будет греха, если он не смог поехать в хадж или выплатить закят – поскольку у него не было достаточно средств для этого. Парализованный человек не обязан совершать намаз стоя, он может делать это сидя или даже лежа.
Тем не менее, многие люди задаются вопросом – как совместить абсолютное Знание Аллаха обо всем в жизни, и о нашем будущем, с нашим свободным выбором? Если мой выбор заранее известен, где же свобода воли?
Но знание того, что произойдет в будущем, вовсе не означает влияние на это событие или принудительный выбор именно этого события. Это видно даже из человеческой жизни. К примеру, некий ученый-астроном предсказывает на основе своих расчетов, что в такой-то день произойдет солнечное затмение. Означает ли это, что ученый каким-то образом стал причиной этого затмения? Нет, то или иное явление природы происходит своим порядком – он лишь констатировал факт, что оно произойдет.
Другой пример. Девушка приводит домой молодого человека, представляя его родителям как будущего мужа. Пообщавшись с ним, родители понимают, что он не будет хорошим мужем для их дочери – к примеру, он ленив, малообразован, непорядочен. Родители предупреждают дочку, что ее семейная жизнь с этим человеком вряд ли будет счастливой.
Девушка не слушается их и все-таки заключает брак, - который в самом деле оказывается неудачным. Разве можно сказать, что родители были причиной того, что брак девушки не сложился? Нет, они предоставили ей сделать собственный выбор – просто предсказав заранее, что, исходя из их наблюдений и жизненного опыта, ее семейная жизнь не будет счастливой.
Примерно таким же образом происходит и в жизни человека. Всевышний Аллах предупреждает человека заранее, что добрые дела и праведная жизнь повлекут за собой такие-то последствия, а дурные поступки и грехи – совершенно иные. Но выбор человек делает сам. И когда он сталкивается с последствиями своего выбора – разве можно сказать, что Бог специально устроил так, что он оказался несчастен в жизни?
Нет, этот выбор сделал он сам, своими собственными руками. Ведь мы знаем, что злые деяния не угодны Аллаху, однако, время от времени люди совершают что-то плохое, - потому, что Всевышний дает им возможность реализовать свою свободу выбора, за которую им придется нести расплату в этой или в будущей жизни.
В Судный день ни одно деяние, даже самое малое, не будет скрыто от Аллаха. Человек получит справедливое воздаяние за тот выбор добра или зла, который он совершил в жизни.
«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Коран, 99:7-8).
Но до этого времени Всевышний призывает всех людей «соревноваться в добрых делах», совершая их по мере сил и возможностей, которыми Он наделил каждого человека.
Так пусть Аллах облегчит всем нам правильный выбор в жизни.
Анна (Муслима) Кобулова