«Если бы раскололась земля и заговорили бы мертвые, то они все равно не уверовали бы»

وَلَوْ أَنَّ قُرْآنًا سُيِّرَتْ بِهِ الْجِبَالُ أَوْ قُطِّعَتْ بِهِ الْأَرْضُ أَوْ كُلِّمَ بِهِ الْمَوْتَى بَل لِّلَّهِ الْأَمْرُ جَمِيعًا أَفَلَمْ يَيْأَسِ الَّذِينَ آمَنُوا أَن لَّوْ يَشَاءُ اللَّهُ لَهَدَى النَّاسَ جَمِيعًا وَلَا يَزَالُ الَّذِينَ كَفَرُوا تُصِيبُهُم بِمَا صَنَعُوا قَارِعَةٌ أَوْ تَحُلُّ قَرِيبًا مِّن دَارِهِمْ حَتَّى يَأْتِيَ وَعْدُ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ لَا يُخْلِفُ الْمِيعَادَ31 

«Если бы от Куръана сдвинулись горы, раскололась бы земля [и из нее забили бы ключи] или [от его чтения] заговорили бы [воскреснув] мертвые [то они все равно не уверовали бы]. Но Аллаху принадлежит [абсолютно] все. Разве верующие не знают, что если бы Аллах пожелал, то [без каких-либо чудес] наставил бы всех людей [до единого]? Беды не перестанут постигать неверующих за то [зло], что они совершили, или будут рядом с их жилищами до тех пор, пока не исполнится обещание Аллаха [об их гибели или наступлении конца света]. Поистине, Аллах [никогда] не нарушает Своего обещания» (ар-Ра‘д, 31). 

Зубейр радыяллаху ‘анху рассказывал: «Однажды курайшитские многобожники пришли к Пророку ﷺ и сказали: «Ты утверждаешь, что являешься пророком, которому приходят откровения. Сулейману был подчинен ветер, Мусе – море, а Иса воскрешал мертвых. Помолись же Аллаху, чтобы Он отодвинул от нас эти горы, и чтобы в этих долинах потекли реки, чтобы мы могли их засеять и собирать урожай. Если же ты не можешь этого, то помолись, чтобы Он оживил наших умерших, и мы могли говорить с ними, а они с нами. Если не можешь и этого, то попроси, чтобы скала, что под тобой, превратилась в золото, и мы могли откалывать от неё и больше не нуждаться в поездках зимой и летом с торговлей. Ведь разве ты не пророк, как и они?!»

«Люди будут бояться приблизиться к нему»: испытания Пророка ﷺ в хадже

Мы находились рядом с Пророком ﷺ, и вдруг ему начали приходить откровения. Через некоторое время он пришел в себя и сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках находится моя душа, мне было дано то, что вы просили, и если бы я захотел, – всё это тут же стало бы явью, но мой Господь предоставил мне выбор: оставить для уверовавших из вас врата милости открытыми, либо дать вам то, чего вы хотите, и, закрыв перед вами врата милости, оставить вас скитаться в заблуждении. Я выбрал врата милости, ведь Господь сказал мне, что если бы вы продолжили настаивать на своем неверии и после того, как я дал вам то, что вы просили, – Он подверг бы вас такому наказанию, какому не подвергался никто до вас».

Именно в тот день был ниспослан аят: «И Нас удержало от того, чтобы отправить знамения [которые требовали жители Мекки], только то, что прежние поколения не поверили в них [и Мы их уничтожали. И если бы Мы ниспослали знамения жителям Мекки, а они проявили неверие в них, то они были бы уничтожены, а это не было сделано, чтобы дело Мухаммада [да благословит его Аллах и да приветствует] было доведено до конца]…» , а также аят: «Если бы от Куръана сдвинулись горы, раскололась бы земля [и из нее забили бы ключи] или [от его чтения] заговорили бы [воскреснув] мертвые [то они все равно не уверовали бы]. Но Аллаху принадлежит [абсолютно] все...»

Абу Ну‘айм, ссылаясь на риваят Зубейра ибн аль-‘Аввама радыяллаху ‘анху, в своем «Даляиль ан-Нубувва» пишет, что этот аят был ниспослан на горе Абу Кубейс, куда Посланник Аллаха ﷺсозвал курайшитов после того, как был ниспослан аят: «Предостерегай [о Мухаммад] своих ближайших родственников!».

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle