«И если тебя мучает их отрицание (Ислама и пренебрежительное отношение к тебе), то (даже) если ты найдешь проход в земле или лестницу на небо и принесешь им (чудесное) знамение (они все равно не уверуют). И если бы Аллах захотел, то наставил бы их всех (и они стали бы верующими). И не будь же из тех, кто не знает этого» (Аль-Ан’ам, 35).
В риваяте, переданном Абу Салихом от Ибн Аббаса, сообщается, что однажды, Аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль с группой курайшитов пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, Мухаммад! Яви нам чудо, подобно тому. Как другие пророки являли чудеса своим народам. Если ты сделаешь это, то мы уверуем в тебя».
Читайте также: «Мы сделали их уши глухими»
Когда же Аллах Всевышний не ниспослал никакого чуда, то они отвернулись от посланника Аллаха ﷺ и ушли. Посланник Аллаха ﷺ очень тяжело воспринял это, так как всем сердцем желал, чтобы его народ уверовал. И тогда Аллах Всевышний ниспослал ему этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/32; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 12/207].
«Они (предводители неверующих из числа курайшитов, чтобы оправдать свое неверие) говорят: «А вот если бы ему было ниспослано знамение (чудо) от его Господа (кроме тех, что мы уже видели)!». Ответь (им, о Мухаммад): «Аллах, несомненно, способен ниспослать знамение (чудо)». Но большая часть их не знает (что каждое новое знамение может стать для них предвестием гибели)» (Аль-Ан’ам, 37).
Ибн Аббас говорил, что данный аят был ниспослан в отношении неверующих лидеров курайшитов [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/34].
«Скажи (им, о Мухаммад): «(Вы просите особых чудес, но) я не говорю вам, что у меня – сокровищницы Аллаха, и я не (утверждаю, что) знаю тайное (кроме того, что Аллах пожелал открыть мне). И я не говорю вам, что я – ангел. И я следую только тому, что внушается мне в Откровении». Спроси (их): «Разве равны слепой и зрячий (верующий и неверующий, знающий и незнающий)? Почему бы вам не задуматься (об этом, чтобы эти размышления привели вас к вере)?»» (Ан’ам, 50).
В риваяте, переданном Абу Салихом от Ибн Аббаса, сообщается, что однажды, мекканцы сказали посланнику Аллаха ﷺ: «О, Мухаммад! Пусть Аллах ниспошлет тебе сокровищницу, чтобы ты стал богатым. Мы видим, что ты беден. Или пусть у тебя будет сад, плоды которого ты мог бы есть. Мы же видим, что голоден». И тогда был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/43].
«Асбабун-Нузуль. Причины Ниспослания Аятов Куръана»
Фото: elements.envato.com/ru.