Ислам установил благотворительность как одну из главных задач верующего: «Совершайте молитву и выплачивайте закят...» (Бакара, 43). Этим обеспечивается материальная стабильность общества и его духовное здоровье. Кроме того, выплата милостыни в форме закята (обязательного отчисления обеспеченных мусульман в пользу бедных) обрела статус одного из столпов ислама.
Пророк ﷺ сказал: «Ислам строится на пяти столпах: свидетельстве о единобожии, совершении молитвы-намаз, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяце Рамадан» (Бухари, Муслим). Так же милостыня бывает добровольной, как акт милосердия, сострадания, желание помочь другим и обрести довольство Господа.
Наша религия весьма щедра на побуждение к благодеянию, а мусульмане в основной своей массе очень искренни и простодушны, что порождает у некоторых недобросовестных людей желание воспользоваться этим положением. Они устремляются с вытянутыми руками к порогам мечетей для получения с прихожан как можно большей материальной выгоды, и им это удаётся! Все знают, как порой неловко отказывать просящему, а если отказываешь, то чувство вины долго не даёт покоя. От того руки автоматически тянутся за кошельком, даже если понимаешь, что перед тобой далеко не нуждающийся.
На самом деле вопрос милостыни имеет две стороны, одна из которой гласит: «Не отказывай просящему!», а другая: «Не проси!».
Есть адаб (этикет) этого дела, и он относится и к просящему, и к подающему. Так обеспечивается культура отношений между людьми. Аллах Субханаху ва Та’аля призывает: «И расходуйте, о, верующие, из имущества, которым Мы вас наделили...» (Мунафикун, 10); «Потом вы будете спрошены в тот день о благах, которые Аллах даровал вам для мирской жизни!» (Такасур, 8).
Эти аяты ведь касаются и богатых, и бедных. Просящие милостыню тоже получают благо, которое даётся их Господом руками людей. Честным ли путём они получали и по истинной ли нужде просили, – спрошено будет у каждого. Но разница между подаянием и прошением велика. Если искренняя подача милостыни – всегда благо, которое гасит гнев Аллаха и умножает награды, то получение её сопровождается не менее великой, но уже ответственностью! От Айса бин Амра приводятся слова Посланника ﷺ: «Если бы вы знали об ответственности за попрошайничество, никто бы ни у кого не посмел что-либо просить» (Насаи, Закят, 83). Потому в другом хадисе сказано, что «дающая рука лучше берущей» (Муслим).
Нет стыда и вины у нищего в его нищете, если только он в таком статусе не из-за своей лени. Богатство с бедностью являются тяжелейшими испытаниями. Но и тех, и других облагораживает нравственность ислама. Когда нуждающийся стыдлив и боится своего Господа в том, чтобы просить у людей, то этим он проходит своё испытание, и Аллах непременно ниспосылает свою милость: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Талак, 2-3). Отсутствие на улице нуждающихся мусульман с просьбой подать, говорит о наличии в них этой богобоязненности и о том, что состоятельные верующие так же успешно проходят своё испытание перед Всевышним.
Известно о помощи благотворительных исламских фондов (закят) многим единоверцам, находящимся в трудном положении. Откуда же известно им о таких людях? Закят, согласно определению Аллаха, – законное право нуждающихся:
«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (Покаяние, 60).
Потому эта категория верующих может либо сама обратиться к фонду, либо кто-то, кто знает о таких людях, сообщает им о них. В отличие от попрошайничества, это имеет узаконенный статус. Так устанавливается нужда нуждающегося, сомнения уходят прочь, и сам человек, испытывающий трудности, становится защищённым от клейма попрошайки и унижений. Ведь честь верующего священна в исламе!
Мусульманин должен стараться выходить из трудного положения максимально своими силами, храня свою честь и не становясь обузой обществу: «Поистине, для любого из вас взять верёвку, принести вязанку дров на спине и продать её, благодаря чему Аллах избавит его от необходимости просить, лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-нибудь, а могут и не дать» (Бухари).
Таково наставление Пророка ﷺ в воспитании нравственности верующих. Те же, кто просит подаяния на улице, либо не знакомы с границами ислама (таким можно подсказать), либо мошенники, считающие верующих людей источником лёгких денег. Но нет! Должны быть известны пути расходования имущества и пути добывания средств к существованию. Только так можно обрести порядок в обществе и развенчать миф о наивности верующих у недобросовестных людей.
Айна Замаева