Ният – является основой поклонения и душой любого нашего деяния. Самые священные деяния могут быть испорчены только из-за неправильного намерения, которое кроется за ними, и самые простые деяния стать особо благословенными за счет благих намерений, которые кроются за ними. Любой, кто стремится к Аллаху, так как Он того предписал, непременно будет направлен на путь Всевышнего.
Ният является обязательным условием принятия действия человека. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует) переселится к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».
Согласно хадису, иман становится основой нашей веры, источником наших деяний и принятых решений. Намерение делает наши действия, слова и поступки, в том числе акты поклонения, полноценными, придавая им смысл и вкладывая в них нашу душу. Именно поэтому, человек может не разговаривать, не слышать и не видеть и быть лишенным других способностей, но не один человек не лишен способности делать намерение, пока у него есть душа. Аллах Всевышний благой, и любит благое, и он любит благое в своих творениях. Внешние обстоятельства не всегда помогают человеку осуществить его благие намерения, не всегда внутреннее благое выливается во внешнее, однако Аллах Всевышний все знает, слышит и видит, и принимает благое, к которому стремилась душа верующего. Это приучает нас к искренности в поступках и поклонении, чтобы мы стремились к довольству Всевышнего Аллаха.
Существует два значения слова «ният», одно из которых подразумевает различение актов поклонения от других действий. Например, есть разница между тем, чтобы совершать омовение, чтобы очистить себя для совершения намаза, или тем, чтобы принять душ, чтобы освежиться. Кроме того, есть разница между ниятом на зухр намаза и аср, между постом в Рамадан и постом в другие месяцы. Второе значение заключается в различении намерения за действиями – направлено оно только на Аллаха или других. От этого зависит, что человек обретет, как в этом мире, так и вечном: счастье или лишения, награду или наказание. Представьте, что два человека могут совершать одно и то же деяние, прилагая одинаковые усилия, но обретать совершенно разный результат, исходя из своих намерений.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто замыслит доброе дело, но не совершил его, Аллах Всевышний запишет ему его как совершенное доброе дело, а если он замыслил и осуществил его, то Аллах запишет его как десять добрых дел и до семисот и намного больше. А кто намеревался учинить злое, но не сделал этого (по своей воле), тому Аллах записал это как полноценное доброе дело. Ежели он замыслил его и осуществил это, то Аллах записал ему одно дурное дело».
В другом хадисе сказано: «Аллах говорит: «Если решит раб Мой совершить дурное, не записывайте за ним дурного дела, пока он не совершит его. Если он совершит дурное, запишите ему это как оно есть, а если он откажется от совершения этого ради Меня, то запишите ему одно доброе дело. Если он решит совершить доброе дело, но не совершит его, запишите ему одно доброе дело, а если он совершит его, то записывайте ему от десяти до семисот и многим более добрых дел».
Согласно хадису, даже действие, не являющее религиозной обязанностью, за счет намерения тоже может стать поклонением. Например человек, который ест для того, чтобы набраться сил для совершения намаза, обретет вознаграждение Аллаха за просто прием пищи. Относительно добрых дел и поклонения, в основе которых нет чистого намерения, Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему) приводил следующий пример. В Судный День, когда Аллах спросит с человека, считавшегося шахидом, тот ответит: «Я сражался на Твоем Пути и пал шахидом!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты сражался ради того, чтобы прослыть храбрецом!» После этого его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. Затем Аллах спросит с человека, который изучал ислам, учил ему других и читал Коран, тот ответит: «Я изучал ислам и учил ему, я читал Коран, чтобы снискать Твою милость!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты учился, чтобы прослыть знающим. Ты читал Коран, чтобы люди восхищались твоим чтением, и ты получил это». Его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. В этом хадисе говорится об участи, которая постигнет богача, говорившего, что он тратит свои средства на пути Аллаха, но самом деле лишь показывавшего свою щедрость».
Сайда Хайат