Великий Аллах Газза ва Джаль говорит своим рабам: «Обращайтесь ко Мне с мольбой, и Я отвечу вам!» (Сура «аль-Гафир», аят 60).
А Пророк (мир ему) сказал: «Дуа – это оружие верующего, опора религии и свет небес и земли!» ("Джами’уль-ахадис", № 12408).
Дуа является глубокой формой поклонения Всевышнему, так как раб показывает свою нужду в Нём и, следовательно, возвеличивает Аллаха. Есть разные молитвы, часть из которых непосредственно из Корана, а часть из Сунны Посланника (мир ему): начиная от пробуждения и до отхода ко сну. Использование их в течение дня заставляет верующего постоянно помнить о своём Создателе, избавляясь от беспечности.
Так же есть молитвы, исходящие от сердца человека, произносимые в свободной форме, но, конечно, с определённым адабом. Существуют и особые молитвы, которые несут в себе весьма ценные значения перед Аллахом Джалля Джалялуху и, при правильном их использовании, по воле Всевышнего, человек может получить просимое.
Однако, как сказал Пророк (мир ему), дуа подобно оружию. А значит, нужно хорошо понимать как и в каких случаях им пользоваться, чтобы не навредить себе или другим. Поэтому, некоторые сильные молитвы знают лишь достойные люди, как правило, шейхи, аулия и праведники, воспитавшие в себе высокую духовность. Обладающие глубоким пониманием прямого пути.
Верующий, вступив на путь Истины, всю жизнь борется со своими страстями — нафсом (эго). Ведь только очистившись от низменного, человек достигает состояния, когда Господь приближает его к Себе и удостаивает особой честью. Например, Он не отвергает мольбу такого раба. Иначе, если человек не обладает необходимой мудростью и терпением, он может налево и направо произносить мольбы с проклятиями, только лишь за то, что кто-то заденет его самолюбие. Ислам же воспитывает в верующем единобожие, которое учит тому, что даже гнев или расстройство должны быть только ради Аллаха, а не из-за своего нафса или мирского.
Такое совершенное состояние отражено в случае, который произошёл в битве при Хайбаре. Тогда, сражаясь с одним из врагов, сподвижник Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сразил противника и уже занёс над ним свой меч, как тот плюнул ему в лицо. Али мгновенно остановился, вложил меч в ножны, развернулся и ушёл.
Позже тот человек нашёл Али и спросил объяснения столь странного поступка. Благородный сподвижник ответил ему: «Я сражался только ради Аллаха, а не за себя лично. Если бы я убил тебя когда ты плюнул мне в лицо, то стал бы обычным убийцей, ибо тогда я почувствовал гнев не ради Всевышнего, а за себя!» Человек ушёл, глубоко потрясённый такой верой и впоследствии принял Ислам.
Наш Пророк (мир ему) учил своих сподвижников высокой нравственности в понимании духовности на своём примере, а Аллах сказал: «В Посланнике был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха!» (Сура «Союзники», 21 аят).
И вот тот самый пример, как он (мир ему) относился к мольбам, не смотря на великую честь исполнения его любой просьбы в одно мгновение: «Когда мусульмане подвергались тяжким преследованиям, сподвижники попросили: «О Посланник Аллаха, прокляни многобожников!». Он же отверг эту просьбу и произнес следующее: «Я не послан проклинающим, а послан как милость!» (Муслим)
Одной из сильнейших дуа является дуа «Исму А’зам», которая содержит в себе самое великое имя Аллаха. Многие бы хотели обладать глубоким знанием о нём, но, к счастью, такие молитвы не являются лишь набором слов, которыми любой мог бы воспользоваться, просто выучив наизусть или зачитав по листочку. Ему обучаются лишь подготовленные праведники, обладающие необходимыми качествами. В риваяте, приводимом в книге «Рухуль-Байан» рассказывается об этом так:
«Один человек пришёл к шейху и стал прислуживать ему. Однажды он спросил:
– Не мог бы ты научить меня дуа «Исму А’зам»?
Шейх ответил:
– Раз так, то ступай к вратам города и стой там, а затем расскажешь мне об увиденном.
Человек отправился к воротам города и стал ждать. Спустя какое-то время, он увидел старого дровосека, который вёл за собой осла, нагруженного дровами. В этот момент к дровосеку подошли стражники, избили его и силой забрали дрова.
Человек вернулся к своему наставнику и рассказал о том, что произошло. Шейх спросил у него:
– Если бы ты знал дуа «Исму А’зам», что бы ты сделал?
– Я бы сделал дуа, чтобы стражи были погублены!
– Знай,- ответил наставник, — старый дровосек, которого ты видел, – это тот человек, который научил меня дуа «Исму А’зам». Этой дуа учат лишь тех, кто обладает милосердием и жалостью к людям!»
Независимо от того, какую молитву произносит верующий, ему следует понимать, что она должна основываться на милосердии. И если даже он захочет взмолиться Аллаху против своего обидчика, вместо проклятий, он может попросить Всевышнего наставить его на прямой путь.
Мольба — это средство приближения к Аллаху, поклонение и поэтому не должно использоваться в целях, далёких от праведности. Дуа — оружие верующего. И он орудует ею только на пути Милостивого, Милосердного.
Айна Замаева