Факих со своим иснадом передал от Ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах). Он сказал: «Мы были с Посланником Аллаха (мир ему) в Мине. В это время к нам подошла одна группа людей из Йемена. Они сказали: «Мы согласны жертвовать родителями ради тебя, расскажи нам о наградах за хадж».
Пророк (мир ему) сказал: «С любого человека, который вышел с намерением совершить хадж или умру, за каждый сделанный шаг спадут грехи, как спадают листья с деревьев. Если этот человек придет в Медину, поприветствует меня, пожав мои руки, то его встретят ангелы и пожмут ему руки. Если он по достижении миката1 совершит полное омовение (’усль), то Всевышний Аллах очистит его от грехов. Если этот человек наденет две новые одежды, то Всевышний Аллах обновит его благодеяния. Если он скажет: «Ляббайкя Аллахумма ляббайк» («Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой»), то Всевышний Аллах ответит ему: «Ляббайк ва са'адайк», то есть «Я слышу твои слова и смотрю на тебя».
Если он вступит в Мекку, совершит обход вокруг Каабы (таваф) и ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, то Всевышний Аллах пошлет ему блага. Когда он будет стоять на горе 'Арафат и просить сильным голосом о своих нуждах у Аллаха, то Аллах Та'аля об этих людях скажет ангелам семи небес: «О мои ангелы, о мои обитатели небес. Разве вы не видите Моих рабов? Они пришли ко Мне из далеких мест, их волосы покрылись пылью. Они расходовали свои имущества и обременили свои тела. Клянусь Своим Величием и Могуществом, Я одарю подарком и хороших и плохих из них. Я освобожу их от грехов как в день, когда родили их матери».
Если они бросят камешки в столбы, побреют свои головы, посетят Каабу, то глашатай возле Трона Аллаха, скажет: «Возвращайтесь прощенными и начинайте свои деяния заново».
Передано от 'Али (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я совершил вместе с Пророком обход Каабы и спросил его: «Я согласен жертвовать родителями ради тебя, о Посланник Аллаха, что это за дом?».
Он (мир ему) ответил мне: «Всевышний Аллах основал этот дом в этом мире для того, чтобы он был искуплением грехов моей уммы». Я спросил: «О, Посланник Аллаха, а что это за черный камень (внутри Каабы)?» Он (мир ему) сказал: «Этот камень был драгоценным райским камнем. Всевышний Аллах спустил его в этот мир. Он имел сияющий свет (нур), подобный свету солнца. Его свет изменился на черный из-за прикосновения к нему рук многобожников».
Факих со своим иснадом передал от 'Аббаса бин Мардаса следующее: В вечер 'Арафата Посланник Аллаха много молился за свою общину. Он (мир ему) просил для своей уммы милость и прощение грехов. Всевышний Аллах ответил ему: «Я одарю вас милостью, однако некоторых Я не прощу, ибо они совершили притеснение».
Он (мир ему) сказал: «О мой Господь, Ты награждаешь притесненных благодаря притеснению угнетателя». Всевышний Аллах в этот вечер не ответил Посланнику Аллаха (мир ему). После рассвета в день Муздалифы Посланник Аллаха (мир ему) снова обратился к Аллаху с мольбой. Всевышний Аллах ответил Своему Посланнику: «Я простил грехи твоей уммы». После этого Посланник Аллаха (мир ему), улыбнувшись, засмеялся.
Некоторые сахабы сказали: «О, Посланник Аллаха, ты никогда так не смеялся». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Я засмеялся над врагом Аллаха Иблисом. Когда он узнал, что Аллах Та'аля принял мою мольбу о моей умме, он крикнул: «О какое сожаление, о какая гибель!», - и упал.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) сказал: «Тот, кто совершит хадж к этому Дому, не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой) таким же, (каким он был, когда) родила его мать ».
'Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто придет к этому Дому, не будет иметь никаких желаний, кроме этого Дома, совершит таваф (обход) этого Дома, будет таким же, каким он был, когда родила его мать».
Пророк (мир ему) сказал: «Я никогда не видел шайтана таким гневающимся, маленьким и слабым, как в день 'Арафата. Это потому, что в этот день Всевышний Аллах посылает Свою милость и прощает большие грехи. В таком состоянии он был только во время битвы при Бадре».
Абу Харун Абидий передал от Абу Са'ида Худри, который сказал: «Мы совершали хадж вместе с 'Умаром бин Хаттабом (да будет доволен им Аллах). Когда он вошел в Каабу, то остановился у черного камня и сказал:
«Ты камень, который не приносишь ни пользы, ни вреда. Если бы я не видел, как поцеловал тебя Посланник Аллаха, я не поцеловал бы тебя». 'Апи сказал: «О повелитель правоверных, не говори такие слова, ибо этот камень принесет пользу и вред с дозволением Аллаха. Если бы я не читал Коран и не знал бы его законы, я бы не запрещал тебе».
'Умар сказал ему: «О Абу Хасан, что является тафсиром аята Всевышнего Аллаха?». 'Али сказал: «Всевышний Аллах сказал:
«И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Я Господь ваш?». Они сказали: «Да, Ты - наш Господь»2. Когда сыны Адама признали (Всевышнего), то Аллах записал их признание на кожу. Затем Он вынес этот камень. Этот камень прочитал надпись на коже. Этот камень в Судный день будет свидетельствовать за того, кто был верен договору (с Аллахом)».
'Умар сказал: «О Абу Хасан, Всевышний Аллах одарил вас не узкими знаниями». Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не сожалел так, как сожалел за то, что отправился в хадж пешком. Ибо я слышал, что Всевышний Аллах сказал:
«Возвести людям, о Ибрахим, что Аллах повелел тем, кто может, направляться в этот Дом, чтобы они отозвались на этот призыв (совершить хадж) и прибывали к Дому пешком или на верблюдах»3.
Факих сказал: «Если дорога не долгая, то нет вреда в том, чтобы идти в хадж пешком, так будет лучше. Если дорога длинная, то лучше ехать верхом. Ибо идущий пешком будет обременять себя, и испортится его характер. Если он не знает этого, то в это время идти пешком для него будет лучше».
Сообщается, что Хасан Басри сказал: «Ангелы встретят паломника. Паломников, которые на верблюдах, они поприветствуют. Паломников на ишаках и мулах они поприветствуют, пожав им руки. Паломников, которые идут пешком они обнимут».
Даххак передал от Пророка (мир ему), который сказал: «Если любой мусульманин выйдет из своего дома на путь Аллаха и до сражения его затопчет верховое животное или его укусит животное, подобное змее, или он умрет по какой-нибудь другой причине, то он будет шахидом. Если любого мусульманина, который вышел из своего дома с намерением совершить хадж, постигнет смерть до того, как он достигнет Каабы, то Всевышний Аллах для него рай сделает обязательным (ваджиб)».
Пророк (мир ему) говорил: «О Аллах! Прости все прегрешения тем, кто совершает хадж, и тем, за кого они молятся».
'Ата передал, что Пророк (мир ему) сказал: «Молитва в этой моей мечети лучше тысячи молитв в (любой другой мечети), кроме Мечети Запретной (аль-Масджид аль- Харам4)».
В другом предании сообщается: «Одна молитва в моей мечети лучше десяти тысяч молитв в любой другой мечети, кроме Запретной Мечети. Одна молитва в Запретной Мечети лучше ста тысяч молитв в любой другой мечети. Одна молитва на пути Всевышнего Аллаха лучше двух тысяч молитв в (любой другой мечети)».
После этого Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не рассказать ли вам о том, что приносит еще больше наград? Если человек встав глубокой ночью, совершит должным образом омовение и прочитает намаз в два рака'ата и пожелает милости Всевышнего Аллаха, то этот его намаз будет лучше намаза, совершаемого в Мечети Запретной».
Язид бин Башар передал от Ибн 'Умара, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершение молитвы, выплате закята, соблюдении поста в месяц рамазан и совершении хаджа».
Передано от Са'ида бин Мусаййиба (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Поистине, за один хадж Всевышний Аллах введёт в рай троих: того, кто завещал (наставлял) совершать хадж, того, кто совершил хадж, и того, кто совершил хадж за умершего, который оставил такое завещание (васият). Такая же награда будет за 'умру и борьбу».
__________________________________________
1. Микат - место, где паломники, совершающие хадж или умру, входят в состояние ихрама.
2. Сура «Аль-А'раф», 172 аят.
3. Сура «Хадж», 27 аят.
4. To есть Каабы.
Из книги "Танбихуль гафилин"