«Поистине, (холмы) Сафа и Марва (в Мекке) – из знамений (религии) Аллаха. И кто совершает хадж к Дому (Каабе) или умру, на том нет греха (вопреки ложным убеждениям идолопоклонников), если он будет ходить между ними. А кто сделает добро дополнительно, (тому Аллах воздаст за это благом), ибо Аллах – Благодарный, Знающий» (Аль-Бакара, 158).
В риваяте, переданном Хумейди, сообщается, что Урва рассказывал: «Находясь у Аиши я прочитал аят «Поистине, (холмы) Сафа и Марва (в Мекке) – из знамений (религии) Аллаха. И кто совершает хадж к Дому (Каабе) или умру, на том нет греха (вопреки ложным убеждениям идолопоклонников), если он будет ходить между ними», а затем я сказал: «Если я не совершу сай (бег) между ними, то не обращу на это никакого внимания».
Аиша сказала: «Ты сказал плохие слова», а затем продолжила: «О, сын моей сестры! Одним из скверных обычаев тех, кто поклонялся Манату, находящемуся в Мушаллеле (Мушаллель – это название горы, расположенной в семи милях от Медины в сторону моря. Первым, кто установил там идола по имени Манат, был Амр ибн Лухайй из племени Хузаа. Племена Эзд и Гассан совершали хадж, посещая этого идола), было то, что они не совершали сай (бег) между холмами Сафа и Марва.
Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Поистине, (холмы) Сафа и Марва (в Мекке) – из знамений (религии) Аллаха. И кто совершает хадж к Дому (Каабе) или умру, на том нет греха (вопреки ложным убеждениям идолопоклонников), если он будет ходить между ними». Посланник Аллаха (с.а.с.) совершал бег между ними, и мусульмане совершали бег между ними».
Суфьян передавал, что Муджахид говорил: «Бег между двумя этими холмами был сунной (или стал сунной)».
Зухри говорил: «Я передал это Абу Бакру – сыну Абдуррахмана, он сказал: «Это и есть знание. Я слышал от некоторых обладателей знания, как они говорили: «Те из арабов, которые не совершали сай (бег) между холмами Сафа и Марва, говорили: «Бег между этими двумя камнями является делом времен джахилии».
Другие же из числа ансаров говорили: «Нам было приказано лишь совершать таваф вокруг Каабы. Что же касается бега между холмами Сафа и Марва, то нам не было приказано этого». Тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Сын Абдуррахмана Абу Бакр сказал: «По всей видимости этот аят был ниспослан как в отношении первых, так и в отношении вторых (упомянутых групп)» [Абу Бакр Абдуллах ибн аз-Зубайр аль-Хумайди, аль-Муснад, 1/107; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/120].
Риваят, переданный от Урвы, также приводит Муслим в своем «Сахихе». Поскольку в риваяте Муслима имеются важные подробности, стоит упомянуть его отдельно.
Передается по каналу Яхъи ибн Яхъи от Урвы, что он сказал Аише: «Я так полагаю, что если человек не совершит бега между холмами Сафа и Марва, то это не нанесет вреда его хаджу». Аиша спросила: «Почему?». Я ответил: «Потому что Аллах Всевышний сказал: «Поистине, (холмы) Сафа и Марва (в Мекке) – из знамений (религии) Аллаха. И кто совершает хадж к Дому (Каабе) или умру, на том нет греха (вопреки ложным убеждениям идолопоклонников), если он будет ходить между ними».
Это интересно! Читайте также: Бег между холмами Сафа и Марва: обряд, которому уже 5 000 лет (ФОТО)
Аиша сказала: «Аллах не сочтет завершенным хадж того, кто не совершит сай (бег) между холмами Сафа и Марва. Если было так, как ты говоришь, то тогда было бы сказано не «нет греха в том, чтобы совершать хадж между ними», а было бы сказано «нет греха в совершении хаджа между ними». Знаешь почему так?
Этот аят был ниспослан потому, что ансары во времена джахилии входили в ихрам рядом с двумя идолами, которых называли Исаф и Наиля, стоявших на берегу моря. Затем они приходили и совершали таваф между холмами Сафа и Марва, а затем остригали волосы и выходили из ихрама. Когда же пришел ислам, то таваф вокруг холмов Сафа и Марва стал восприниматься негативно. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят этот аят» [Муслим, Хадж, 259].
Во втором риваяте, переданном от Урвы, вместо «ансары во времена джахилии входили в ихрам рядом с двумя идолами, которых называли Исаф и Наиля, стоявших на берегу моря» было сказано, что они входили в ихрам от имени Маната. А Аиша сказала: «Аллах не завершит хаджа того, кто не совершил бега между холмами Сафа и Марва» [Муслим, Хадж, 260].
В третьем риваяте, переданном от Урвы ибнуз-Зубайра и приведенном Муслимом, также имеется дополнение от Зухри. А именно: Урва сказал Аише: «Я считаю, что тому, кто не совершит бега между холмами Сафа и Марва, не нужно ничего (в качестве возмещения). Если я не совершу сай (бег) между ними, то не обращу на это никакого внимания».
Аиша сказала: «Какие же плохие слова ты сказал о, сын моей сестры. Посланник Аллаха (с.а.с.) совершал бег между ними, и мусульмане совершали бег между ними, и это стало сунной. Те, кто входили в ихрам от имени идола Маната находившегося в Мушаллеле, не совершали бег между холмами Сафа и Марва. С приходом ислама мы спросили об этом посланника Аллаха (с.а.с.). И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят. Если бы было так, как ты говоришь, то тогда было бы сказано «...на том нет греха (вопреки ложным убеждениям идолопоклонников), если он будет ходить (совершать сай) между ними».
Зухри говорит: «Я рассказал об этом Абу Бакру ибн Абдуррахману ибн Харису ибн Хишаму, ему очень понравилось, и он сказал: «Это и есть знание. Я слышал от некоторых обладателей знания, как они говорили: «Те из арабов, которые не совершали сай (бег) между холмами Сафа и Марва, говорили: «Бег между этими двумя камнями является делом времен джахилии».
Другие же из числа ансаров говорили: «Нам было приказано лишь совершать таваф вокруг Каабы. Что же касается бега между холмами Сафа и Марва, то нам не было приказано этого». Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Поистине, (холмы) Сафа и Марва (в Мекке) – из знамений (религии) Аллаха...».
Сын Абдуррахмана Абу Бакр сказал: «По всей видимости этот аят был ниспослан как в отношении первых, так и в отношении вторых (упомянутых групп)» [Муслим, Хадж, 261; Бухари, Хадж, 79].
В четвертом риваяте, переданном от Урвы, в отличие от вышеприведенных риваятов, указывается, что Аиша говорила: «Посланник Аллаха (с.а.с.) узаконил бег между холмами Сафа и Марва. И ни у кого нет права отказываться от бега между этими двумя холмами» [Муслим, Хадж, 262].
Во втором риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится о том, что верующие не желали совершать бег между холмами Сафа и Марва поскольку во времена джахилии на этих холмах стояли идолы. Более подробно об этом риваяте:
Амр ибнуль-Хусейн рассказывал: «Я спросил у Ибн Умара об этом аяте. Он сказал мне: «Иди и спроси об этом Ибн Аббаса. Так как из оставшихся в живых, он лучше всех знает то, что было ниспослано посланнику Аллаха (с.а.с.)». Я пошел к нему и спросил. Он сказал мне: «На холме Сафа стоял идол в образе мужчины, которого называли Исаф. А на холме Марва стоял другой идол в образе женщины, которого называли Наиля.
Люди писания считали, что эти двое совершили прелюбодеяние в Каабе, и за это Аллах обратил их обоих в камень и в назидание другим людям поставил их на вершине этих двух холмов. По прошествии времени, когда люди уже забыли этот рассказ, эти две статуи превратились в объект поклонения, и люди во времена джахилии при совершении сайа между холмами начали прикасаться к этим идолам и гладить их.
Интересно! Читайте также: Кто был первым фотографом хаджа? (Уникальные снимки)
После прихода ислама и разрушения идолов, у мусульман тем не менее осталось негативное отношение к холмам Сафа и Марва из-за того, что раньше на них стояли идолы. И тогда Аллах всевышний ниспослал аят «Поистине, (холмы) Сафа и Марва (в Мекке) – из знамений (религии) Аллаха. И кто совершает хадж к Дому (Каабе) или умру, на том нет греха (вопреки ложным убеждениям идолопоклонников), если он будет ходить (совершать сай) между ними» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 35].
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что причина, по которой мусульмане избегали сайа (бега) между холмами Сафа и Марва, заключалась в том, что во времена джахилии между этими двумя холмами стояли идолы и там развлекались шайтаны [Табери, Джамиуль-Байан, 2/28].
В риваяте, переданном от Анаса ибн Малика и приведенном Бухари, в качестве причины этого нежелания указывается то, что холмы Сафа и Марва считались обрядовыми символами времен джахилии [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 35-36].
Данный риваят звучит следующим образом: передаётся от Ахмада ибн Мухаммада, что Асым говорил: «Я спросил у Анаса ибн Малика: «Вам не нравилось совершать сай между холмами Сафа и Марва?». Анас ибн Малик ответил: «Да. Мы считали холмы Сафа и Марва обрядовыми символами джахилии до тех пор, пока Аллах Всевышний не ниспослал аят «Поистине, (холмы) Сафа и Марва (в Мекке) – из знамений (религии) Аллаха. И кто совершает хадж к Дому (Каабе) или умру, на том нет греха (вопреки ложным убеждениям идолопоклонников), если он будет ходить (совершать сай) между ними» [Бухари, Хадж, 8].
И хотя риваяты, касающиеся причины ниспослания данного аята, кажутся совершенно разными, по сути, они имеют один смысл, что первоначально мусульмане негативно относились к бегу между холмами Сафа и Марва, поскольку это напоминало им некоторые обряды, противоречившие исламу.
Однако Аллах Всевышний поместил в сердца мусульман крепкую веру и сообщил им о том, что воспоминания о прежних дурных обрядах не нанесут никакого вреда верующим. Кроме того, помимо плохих воспоминаний, связанных с этим местом, были и хорошие воспоминания, например, история о том, как Хаджар в поисках воды бегала между этими холмами, поднимаясь на вершину каждого из них.
Таким образом было показано и подробно объяснено, что Сафа и Марва относятся к обрядовым знамениям ислама и поэтому необходимо совершать сай (бег) между ними.