Что больше всего печалило посланника Аллаха ﷺ?

Слова некоторых людей становились причиной печали Пророка.

Слова некоторых людей становились причиной печали Пророка.

قَدْ نَعْلَمُ إِنَّهُ لَيَحْزُنُكَ الَّذِي يَقُولُونَ فَإِنَّهُمْ لاَ يُكَذِّبُونَكَ وَلَكِنَّ الظَّالِمِينَ بِآيَاتِ اللّهِ يَجْحَدُونَ

«Мы знаем, что тебя (о Мухаммад) печалят их слова (об ошибочности ислама). Они не считают тебя лжецом (в душе они знают, что ты – истинный пророк), но эти злодеи отрицают аяты Аллаха (по своему упрямству)» (Аль-Анам, 33).

В риваяте, переданном от Зухри, Ибн Исхак, рассказывая историю Абу Джахля, говорил, что однажды ночью Абу Джахль, Абу Суфьян Сахр ибн Харб и Аль-Ахнас ибн Шерик (Шурайк) пришли к дому посланника Аллаха (с.а.с.), не догадываясь о присутствии друг друга, чтобы послушать Коран.

В ту ночь до самого утра они слушали, как посланник Аллаха (с.а.с.) читает Коран. Когда же наступило утро, они стали расходиться по домам, и по дороге встретили друг друга. Каждый из них спросил у другого: «Зачем ты пришел?», и каждый из них ответил, зачем он приходил.

Тогда они дали друг другу слово, что больше никогда не повторят подобного, так как, если бы молодежь из числа курайшитов узнала, что их лидеры приходят слушать Коран, то это могло бы посеять смуту среди них.

Однако с наступлением ночи, каждый из них, думая, что двое других будут верны данному слову и не придут к дому посланника Аллаха (с.а.с.), снова отправились слушать Коран.

Когда же наступило утро, и они стали расходиться по домам, то снова столкнулись друг с другом по дороге. Тогда они стали порицать друг друга и снова дали друг другу обещание, что больше не придут слушать Коран.

Мавлид ан-Наби: как оживить среди мусульман любовь к Пророку ﷺ?
Сторонники мавлидов считают, что это мероприятие призвано оживить среди мусульман любовь к Пророку ﷺ, то есть, имеет под собой благую цель, а значит, это полезное действие. Чтобы разобраться в этом вопросе, следует сначала выяснить – что можно называть новшеством в религии, и бывают ли хорошие, благие новшества?
11.10.2021
450

Люди приходили к дому Пророка (с.а.с.) слушать чтение Корана.

Люди приходили к дому Пророка (с.а.с.) слушать чтение Корана.

Однако, и на третью ночь они, не вытерпев, пришли к дому посланника Аллаха (с.а.с.) послушать, как он читает Коран. Утром они снова встретились, и снова, как и раньше, дали друг другу обещание больше не приходить.

Когда наступило утро, Ахнас ибн Шерик взял свой посох и пришел домой к Абу Суфьяну. Войдя в дом, он спросил у Абу Суфьяна: «О, Абу Ханзала! Что ты думаешь о том, что мы услышали от Мухаммада?». Абу Суфьян сказал: «О, Абу Саляба! Клянусь Аллахом, смысл некоторых вещей, услышанных мной, был мне понятен, а некоторые вещи я не понял, что именно имеется ввиду». Ахнас сказал: «И я клянусь Тем же, Кем поклялся ты, я нахожусь в аналогичном положении».

Затем Ахнас ушел от Абу Суфьяна и направился к Абу Джахлю. Войдя к нему домой, он спросил: «О, Абуль-Хакем! Что ты думаешь о том, что мы слышали от Мухаммада?». Абу Джахиль сказал: «А что я слышал?».

А затем продолжил: «Мы и род Абдуманафа постоянно соперничали в том, что касалось почета и авторитета. Они угощали других, и мы угощали, они несли, и мы несли, они давали, и мы давали. Но всегда мы были равны подобно скаковым лошадям, приходящим к финишу, голова к голове. А затем они сказали: «У нас есть пророк, который получает откровения с небес». Когда и как мы сможем догнать их в этом? Клянусь Аллахом, мы ни за что не уверуем в него и не подтвердим истинности его пророчества». Услышав это, Ахнас встал и ушел [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/246].

И на третью ночь они, не вытерпев, пришли к дому посланника Аллаха (с.а.с.) послушать, как он читает Коран.

И на третью ночь они, не вытерпев, пришли к дому посланника Аллаха (с.а.с.) послушать, как он читает Коран.

И хотя в этой истории, рассказанной Ибн Исхаком, нет оговорки, что она стала причиной ниспослания данного аята, тем не менее в некоторых других риваятах, являющихся частью этой истории, есть упоминание о том, что это стало причиной ниспослания данного аята.

Например, одним из таких риваятов является риваят, переданный Судди, в котором говорится, что однажды Аль-Ахнас ибн Шурайк встретился с Абу Джахлем ибн Хишамом. Ахнас сказал Абу Джахлю: «О, Абуль-Хакем! Здесь никто, кроме меня не услышит того, что ты скажешь мне. Скажи, Мухаммад говорит правду, или же он лжет?».

Абу Джахль ответил: «Клянусь Аллахом, Мухаммад правдивый человек. Мухаммад никогда не лгал. Однако если знамя, а также обязанность обеспечивать паломников водой (сикайа), укрывание Каабы покрывалом (садана), председательство в Дарун-Надва и пророчество перейдут роду Кусайй, то что же тогда останется другим родам племени Курайш (ничего не останется)!». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 148-149; Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/247].

Актуально! Читайте также: Достоинства произнесения салавата в Раби уль-Авваль

Также в одном из риваятов сообщается, что данный аят был ниспослан в связи со словами, которые сказал Ахнас ибн Шурайк роду представителям рода Бану Зухра во время битвы при Бадре.

В соответствии с этим риваятом, Ахнас ибн Шурайк сказал: «О, Бану Зухра! Мухаммад является сыном вашей сестры. Вы являетесь самыми достойными того, чтобы защищать его от зла, которое могут причинить ему люди. Если он действительно является пророком, то сегодня вы не будете сражаться с ним. Если же он лжец, то опять-таки поскольку он сын вашей сестры, то вы больше других достойны того, чтобы защищать его. Поэтому оставайтесь здесь, и не принимайте участия в сражении. Пусть с ним сражается Абуль-Хакем. Если Мухаммад будет побежден, то вы целыми и невредимыми вернетесь домой. Если же Мухаммад одержит победу, то побежденный и бессильный ваш народ ничего не сможет вам сделать».

«Если он действительно является пророком, то сегодня вы не будете сражаться с ним».

«Если он действительно является пророком, то сегодня вы не будете сражаться с ним».

Его настоящее имя было Убайй, но в тот день он был назван именем Ахнас [Табери, Джамиуль-Байан, 7/116].

Абу Майсара рассказывал: «Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) пришел к Абу Джахлю и его друзьям. Они сказали: «О, Мухаммад! Клянемся Аллахом, мы не считаем тебя лжецом, мы считаем ложью то, что ты принес». И тогда был ниспослан этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 149].

В риваяте, переданном от Наджийа ибн Каба сообщается, что эти слова посланнику Аллаха (с.а.с.) сказал только один Абу Джахль [Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 6/1, хадис №: 3064; Табери, Джамиуль-Байан, 7/116].

В риваяте, переданном Абу Язидом аль-Мадани, сообщается, что однажды посланник Аллаха (с.а.с.) встретил на улице Абу Джахля, и Абу джахль пожал ему руку. Находившиеся рядом с Абу Джахлем люди стали ругать его, говоря: «Ты что, пожимаешь руку этому сабию, отступившему от своей религии?».

Абу Джахль ответил: «Клянусь Аллахом, я точно знаю, что он является пророком. Но мы никогда не находились в подчинении у рода Абдуманаф, чтобы подчиниться им теперь». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/28].

Трудно представить, что Абу Джахль мог бы пожать руку Пророку (с.а.с.).

Трудно представить, что Абу Джахль мог бы пожать руку Пророку (с.а.с.).

Однако очень трудно представить, чтобы Абу Джахль, являвшийся до самой своей смерти злейшим врагом посланника Аллаха (с.а.с.), мог произнести подобные слова даже про себя, не говоря уже о том, чтобы произнести их вслух.

Мукатиль говорил, что этот аят был ниспослан в отношении Аль-Хариса ибн Амира ибн Науфаля из курайшитов. Этот человек в местах скопления людей обвинял посланника Аллаха (с.а.с.) во лжи.

Когда же он оставался в кругу своей семьи, то говорил: «Мухаммад ни в коем случае не может быть лжецом. Я считаю его правдивым человек и считаю правдой то, что он говорит». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 149].

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается, что однажды Аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль сказал посланнику Аллаха (с.а.с.): «О, Мухаммад! До сегодняшнего дня ты ни разу не солгал нам, чтобы мы могли обвинить тебя во лжи. Но если мы подтвердим истинность твоего пророчества, то лишимся своего места и будем вынуждены покинуть родную землю». И тогда был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/27].

(Фото: shutterstock.com).

Читайте нас в Telegram!

Наставления суры «аль-Араф»: нравственность и защита от шайтана
В этих коротких аятах суры аль-Араф рассказывается о предсказывании будущего, о снисходительности, о том, как справиться с гневом, о покорности Всевышнему. Это хорошее напоминание верующим.
08.10.2021
616
Социальные комментарии Cackle