Начало: Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Можно ли мусульманину быть богатым?
Сегодня у человека много возможностей - путешествия, обучение, интересное общение и т.д. Всё это открывает нам новые горизонты, которые мы хотим достигать. Вместе с тем, такое разнообразие условий порой вызывает изменчивость в поведении человека. Вчера его внимание занимало одно, сегодня - другое, завтра - уже ничего. И так по кругу…
Непостоянство доставляет неудобства (иногда немалые) самому человеку и окружающим. С изменчивым коллегой или знакомым трудно иметь дело. Он может много напланировать, при этом физически или морально не быть способным это выполнить, а значит – в итоге, может подвести. Ему и самому бывает нелегко. Непостоянство тормозит полноценное развитие в профессии, мешает укреплять отношения с людьми, не даёт понять себя и свои возможности и пр.
Какого постоянства искать?
Нетрудно понять, что постоянство – основа жизненного распорядка человека. При условии повторяемости, в нас укореняются или хорошие привычки, или плохие…
Очевидно, что разумный человек будет ориентирован на постоянство в достойном. Так, у Пророка Мухаммада (мир ему) однажды спросили:
“Какие дела наиболее любимы Аллахом?” Он ответил: “Те, которые совершаются постоянно, хотя и малочисленны” И добавил: “Берите на себя те обязательства, которые вы в состоянии выполнить!” (аль-Бухари).
Как же воспитать в себе постоянство в хорошем и полезном?
Прежде всего,через покорность Аллаху и систематичность в поклонении Творцу. Ведь основы поклонения неизменны, они установлены Всевышним на пользу каждому человеку до Конца Света. Мы сами убеждаемся, что намазы-фард (5 раз в день), обязательный пост (1 раз в год) и др., а также дополнительные виды поклонения (молитвы среди ночи, еженедельные посты и т.д.) приучают нас к определённости и регулярности.
Таким образом, если человек поклоняется Аллаху, то его жизнь упорядочивается. При этом, сам он становится более постоянным, а значит, и более надёжным, осмотрительным, выдержанным.
Как поклонение учит постоянству?
1. Вырабатывает понимание цели.
Проблема непостоянных людей в том, что нередко их решения - это эмоциональный порыв. Человек, вдохновлённый какой-то перспективой, с энтузиазмом берётся за её реализацию. Однако, вскоре его эмоциональный подъём сходит на нет. А само дело, вызывавшее поначалу эйфорию в душе, становится обыденным, скучным. Зачастую на этом этапе люди бросают свои усилия да и саму идею, недавно такую заманчивую.
Мусульманин же, привычный к поклонению, постоянно старается помнить о нияте (намерении). Каждый раз он фокусируется на понимании, зачем встаёт на намаз, едет в Хадж, читает зикр и пр. – всё только во Имя Аллаха.
В результате, он старается выполнять задачи полностью и как можно лучше. А его искренний ният открывает для него возможность получения Помощи Всевышнего.
Привычка помнить о нияте при поклонении Творцу помогает человеку и в любом другом деле. Он сосредотачивается на определении для себя цели своего действия. Если чётко формулировать, зачем что-то предпринимать, то заметно возрастает вероятность довести дело до конца. Ведь понимание важности цели стимулирует продвижение к ней, даже в периоды усталости или эмоционального спада. Разумеется, если Аллах открывает нам двери к успеху.
2. Учит взвешивать силы и ожидать хорошего.
Бывает, что изменчивость в решениях и поступках диктуется неуверенностью перед будущим. В процессе выполнения какой-то задачи, человеку может начать казаться, что он не добьётся желаемого: много трудностей, не хватает знаний и пр. По этой причине некоторые люди отступают от намеченного, проявляя непостоянство.
Если вернуться к практикующему мусульманину, то он знает, что результат даёт только Аллах. Причём, этот результат может быть и неожиданным. Однако, мусульманин продолжает надеяться на лучшее от Аллаха. И его надежда – деятельная: он честно соизмеряет свои силы и методично выполняет то, что действительно может.
При этом, человек постоянно обращается за помощью к Аллаху, тем самым, не позволяет чувству безнадёжности проникнуть в сердце. Таким образом, он привыкает до конца сохранять деловой и позитивный настрой.
3. Воспитывает трудолюбие и отказ от лени.
Два предыдущих пункта логично подводят к тому, что искренний верующий старается неизменно выполнять взятые на себя обязательства. Его старание предполагает трудолюбие и умение не лениться. И они так же начинаются с поклонения.
Если человек добросовестно выполняет обязательные виды поклонения, то он очищается, потому что целиком и постоянно оказывается охваченным благотворным воздействием данного поклонения.
Очищенная душа начинает получать радость и вдохновение от поклонения своему Творцу, и Он открывает ей новые пути приближения к Себе. Так, человек начинает практиковать дополнительное поклонение. Согласитесь, в его распорядке практически не остаётся лазеек для лени. Постепенно он и в других делах привыкает ставить заслон безделью и праздности.
Через искренное поклонение человек раз за разом подтверждает свою покорность Аллаху. За это Всевышний дарует ему неизменность в стремлении к высокой цели и верность прямому пути. Это - постоянство особого рода. Если оно есть в человеке, то уже не может не давать плодов во всех его земных делах. Ин ша Аллах.
Гузель Ибрагимова