Даже величайшие усилия не могут изменить предопределение

Даже величайшие усилия не могут изменить предопределение

Наука тасаввуфа по значимости высшая из всех наук, величайший предмет гордости и ярчайший свет познания. Как же тому не быть, если она представляет собой суть шариата и цель тариката. Благодаря ей ярко сияют светочи истины (хакиката).

Одно из самых ценных произведений, написанных о науке тасаввуфа, – «Хикам аль-Атайя», поскольку в содержащихся в нем мудростях (хикмат) речь идет о сокровенных дарах, божественных тайнах и священных идеях.

Данная книга – очень ценное произведение, вобравшее в себя всё лучшее, что содержится в книгах по тасаввуфу, и представившее ещё больше тонкостей. Кто приложит большие усилия к изучению этой книги, тот сможет усвоить те прекрасные нравственные качества, о которых в ней говорится, и избавится от дурных качеств.

Один из признаков полагания на собственные дела –  утрата надежды при совершении греха.

Пояснение: Люди делятся на тех, кто, полагаясь на Аллаха, надеется на Его милость, и на тех, кто надеется на спасение благодаря своим благим деяниям. Человек не должен полагаться на свои дела, независимо от того, насколько много ибадатов (поклонений) он совершил, и должен знать, что спасение возможно исключительно по милости и благосклонности Аллаха.

Наш Пророк ﷺ говорил: «Знайте же, никто из вас не войдет в Рай благодаря своим делам». Благородные асхабы спросили:
«И даже ты, о Расулюллах?» Он ответил: «И даже я (не смогу заслужить Рай своими делами), если только Аллах не погрузит меня в Свою милость».

Мусульманин в любом состоянии должен полагаться на милость Аллаха. А если после совершенного греха у него слабеет надежда на Аллаха, то это значит, что он надеется на спасение благодаря своим хорошим делам.

Даже величайшие усилия не могут изменить предопределение

Твое желание уединения (таджрида), тогда как Аллах сделал тебя зависимым от причин и обстоятельств этого мира, – это потаенная страсть.

Пояснение: Поскольку Аллах сделал так, что человек в этом мире вынужден трудиться, то он должен заниматься каким-либо ремеслом, зарабатывать себе на жизнь, чтобы обеспечить потребности своей семьи.

Если же ты, находясь в таком положении, когда Всевышний Аллах сделал тебя зависимым от обстоятельств окружающего мира, желаешь полного уединения, отрешения от мира, то это будет неправильным. Под этим кроются дурные страсти.

Между тем как тебе лишь нужно дождаться, когда (по воле Аллаха) мирские заботы сами оставят тебя. Не ты должен отрекаться от забот, а мирские хлопоты покинут тебя, оставив в покое…

И твое желание быть зависимым от обстоятельств, тогда как Аллах предоставил тебе избавление от забот этого мира (таджрид), это отказ от высоких устремлений (химмат аль-алийа).

Пояснение: Если Аллах избавил человека от забот, то его стремление зависеть от существующих условий означает пренебрежение дарованным Аллахом великим благом, упущение больших возможностей из-за своих низких намерений.

Если Всевышний Аллах избавил тебя от нужды трудиться ради мирских благ, то ты не трудись ради них, поскольку такая возможность уединиться для поклонения Аллаху – это редкий шанс, предоставленный тебе Всевышним. Ради низких устремлений не трать зря эту великую возможность.

Даже величайшие усилия не могут изменить предопределение

Даже величайшие усилия (химмат) не могут пробить твердыни Предопределения.

Пояснение: Если просветленная личность (ариф) очень сильно захочет чего-то и приложит большие усилия (химмат), то Аллах Всевышний не станет его расстраивать и Своим могуществом осуществит это. Исполнение его желания происходит по воле и решению Всевышнего (Джанабы Хакка).

Однако какими бы сильными ни были старания арифа, они не могут изменить твердо и окончательно предписанное в Предопределении (кадар). Даже если его желание не исполнится, ариф не нарушит норм приличия (адабы), не станет горевать. И даже очень часто он может почувствовать радость из-за того, что произошло не то, чего он хотел, а исполнилось предписанное Аллахом.

Али бин Вафа (рах.) говорил: «Когда мы, захотев чего-то, получаем это, то радуемся однократно, а если не получим, то радуемся десятикратно».

Все фото: Ислам-тудей

Из книги «Хикам аль-Атайя»

Социальные комментарии Cackle