«Он (Хизр) сказал: “Здесь я с тобой расстанусь, но я поведаю тебе толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением”» (Сура «Кахф», аят 78)
Один из назидательных рассказов Корана посвящен истории о том, как на берегу моря встретились пророк Муса и мудрец по имени Хизр.
Кыйсса начинается с того, как хазрати Муса (а.с.) вместе с сопровождавшим его в пути юношей во время своего путешествия встретились с одним из возлюбленных рабов Аллаха. Этого человека Аллах одарил своей милостью и дал ему особые познания. В риваятах говорится о том, что этим человеком был пророк Хизр (а.с.). Хазрати Муса захотел воспользоваться его глубокими познаниями и попросил у него разрешения далее странствовать вместе с ним.
Хизр (а.с.) принял его предложение с условием, что Муса (а.с.) будет проявлять терпение и не станет вмешиваться в его дела. В начале своего пути они сели на корабль. Однако по непонятной причине Хизр (а.с.) сделал пробоину на корабле, на котором плыли они сами и другие пассажиры. Пророк Муса не смог этого вытерпеть и воспротивился такому вредному на его взгляд поступку своего спутника. Когда Хизр (а.с.) напомнил ему об их уговоре, хазрати Муса извинился за свое нетерпение.
Продолжив свой путь, они встретились с одним мальчиком. В этот раз Хизр (а.с.) убил этого мальчика. Хазрати Муса позабыл о данном им слове и опять высказал свое возмущение и недовольство таким поступком. Хизр (а.с.) снова напомнил ему их уговор. Муса (а.с.) дал слово, что больше никогда не будет вмешиваться в дела своего спутника, а если он сделает это, то не будет ждать от него понимания.
В конце концов, они снова отправились в дорогу. Когда они дошли до одной деревни, попросили у деревенских жителей чего-нибудь поесть. Однако жители деревни отказались принять их в гости. И тогда они увидели стену, готовую вот-вот обрушиться. Хизр (а.с.) тотчас же подправил эту стену. Снова позабыв о всяком терпении, хазрати Муса сказал своему спутнику, что они могли бы на этом деле кое-что заработать. Увидев такую нетерпеливость своего спутника, Хизр (а.с.) отказался идти с ним дальше и сказал ему, что здесь они расстанутся. Однако перед тем как расстаться, он объяснил пророку Мусе (а.с.) тайный смысл тех событий, свидетелем которых тот стал.
И он начал рассказывать:
«Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все целые корабли.
Что касается мальчика, то его родители являются верующими, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине своего беззакония и неверия. Мы захотели, чтобы Господь их даровал им вместо него того, кто будет чище и милосерднее к своим близким.
Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением».
Из этого повествования мы должны сделать следующие выводы:
Эти три события, о которых идет речь в коранических аятах, показывают как проявляется божественная мудрость в любом деле, с которым человек сталкивается в земной жизни. Прежде всего, мы должны провести свою жизнь в полном соответствии с повелениями и запретами Аллаха, приняв меры против зла, с которым мы можем столкнуться. Однако несмотря на все предпринятые нами меры, мы в своей жизни можем встретиться с такими не зависящими от нашей воли событиями, которые могут показаться нам странными или вовсе нежелательными.
В таких ситуациях наша обязанность состоит в том, чтобы постараться подходящим способом остановить тех, кто на наш взгляд совершает зло. Но вместе с тем необходимо помнить, что некоторые вещи могут находиться вне нашего понимания, и поэтому действовать осторожно и терпеливо. Что поделаешь, если что-то кажется человеку странным и непонятным, он сперва реагирует на это отрицательно. Такова человеческая природа.
Нам не дано знать тайный смысл некоторых событий. В каждом происходящем событии или природном явлении, которое может показаться нам даже зловещим, обязательно кроется и какая-то хорошая сторона. Не случайно в Коране сказано: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Сура «Бакара», 2:216).
Сокрытая в происходящих событиях тайная мудрость когда-нибудь со временем обязательно станет явной. Нам же остается лишь толковать к добру происходящие помимо нашей воли события, а итогов ждать от Аллаха. Не будем забывать, что казавшееся нам добром, может оказаться для нас злом. А то, что показалось нам злом, на самом деле может быть добром. В таких ситуациях нужно проявлять терпение, но и не подчиняться явному злу.
Islam-Today