Фото: Iakobchuk/ elements.envato.com
Ответ:
«Снизошла истина, и ложь исчезла. Без сомнения,
ложь обречена на исчезновение» (Исра, 17-81).
Слово «хакк» – это «истина, которую невозможно отвергнуть, которая никогда не исчезнет и является постоянной». Хакк – это реальность, точная информация. Другое значение слова хакк – «предназначение и доля». Также такие определения, как «согласие, соответствие, обязательство, долг и решительность», тоже находятся в лексиконе слова хакк.
Являющейся противоположностью к слову «хакк», «батыль» означает «нечто, не являющееся истиной, безосновательное».
Любые виды ширка и отрицания, как символы батыля противостоят исламу, являющимся истинным и последним вестником откровения. И это противостояние является источником борьбы между ними.
Аят «Снизошла истина, и ложь исчезла. Без сомнения, ложь обречена на исчезновение» (Исра, 17/81) возвещает о том, что конечным победителем этой борьбы станет истина.
Но для достижения этого результата, необходимо, чтобы вестники истины сделали все от них зависящее. Иметь восприятие истины означает принимать, знать, защищать, соблюдать эту истину и бороться за нее. Как красиво в нашей древней культуре была отмечена восприимчивость разделять понятия хакка и батыля:
«О, Всевышний, покажи нам истину истиной и вдохнови нас следовать ей, и покажи нам ложь ложью и вдохнови нас чтобы держаться от нее подальше».
Слово «хакк» в первую очередь используется для Всевышнего Аллаха и указанных Им ситуаций и явлений. Потому, что Всемогущий Творец – Истинен и не подлежит никакому отрицанию. Он Всевечен, Бессмертен и никогда не исчезнет. Именно это означает аят:
«Это потому, что Аллах есть истина» (Хадж, 62).
А откровение, ниспосланное Всевышним является постоянной истиной, абсолютной и несомненной реальностью.
Наш Пророк ﷺ отозвался об этом таким образом: «О, Аллах! Ты есть истина, Твои обетования истинны, Твои слова истинны, истинно, что мы придем к Тебе, Рай истинен, Ад истинен, Судный день истинен» (Муслим, Салят аль-Мусафирин, 26).
В исламе истина означает: «полномочие, сила и привилегии, данные человеку религией, разумом и законом».
Истину определяет символ абсолютной истины и правды – Всевышний Аллах. Именно об этом говорит нам аят:
«Таков Аллах, ваш истинный Господь» (Йунус, 32).
Он даровал своим рабам истину, как милость и дар. Определяющие истины Аллаха, являются естественным результатом того, что Он является «Господом». Потому, что Он создал все живое и подготовил «подходящую среду, необходимую для продолжения жизни» для Его созданий. Эта не только материальная и физическая среда, но также социальная и правовая.
«Сунны Иляхия» (Заповеди Божии) или другими словами, «неизменные божественные законы, которые определил Аллах для мироздания» прекрасно соответствует выживанию человека. Аллах подарил нам жизнь и даровал воздух, воду, пищу, природу, разум и способности, необходимые для нашего выживания. А «шариат», или «религиозные законы, определенные Аллахом», в смысле социального и правового порядка, способствует достойной и счастливой жизни человека.
Коротко говоря, Всевышний даровал нам среду, подходящую как к нашей духовной, так и физической сущности, и уполномочил нас оберегать эту среду.
Дуа для облегчения затруднений в делах
Фото: Iakobchuk/ elements.envato.com
Получение от Аллаха чего-то, а не самоличное достижение, никак не уменьшает собственное значение человека. Потому, что это собственное значение человеку тоже даровал Аллах (Исра, 70) и, как сказал Пророк ﷺ: «Без сомнения, Всевышний дал каждому то, что он заслуживает» (Тирмизи, Васая, 5).
Право, которое человек имеет, зависит от того, что он «человек», или же от общественного строя, в котором он живет.
Учитывая, что и человека, и общество создал Аллах, еще раз подчеркивается истина того, что Аллах определяет права людей.
Если посмотреть на человеческое право, то можно увидеть, что понятие хакк на самом деле составляет основу правовых систем. Эти системы определяют отношения людей как между собой, так и между государством. Поэтому право существует везде, где речь идет о человеке и его взаимоотношении с другой сущностью. У права есть требования указаний и ограничений, и эти требования составляют основу для «свободы личности».
С другой стороны, регулятивная и авторитарная структура права выдвигает тему «обязанности личности». Другими словами, позиция личности перед правом создает понятие «свободу», а авторитет права перед личностью – понятие «обязанности».
Наши права – это пространство свободы, дарованные нам законом, обществом или нравственностью. А нашими обязанностями являются законные, человеческие и нравственные ответственности, которые от нас требует право.
«В Судный День Мы установим весы справедливости, и никто не подвергнется хоть малейшей жестокости» (Анбийа, 47).
Чтобы дуа была услышана...
Перевод Амина Давришева