Некоторые говорят, что Коран - это только содержание, смысл. Несомненно, это ложное, неправильное суждение. Речь Всевышнего предвечна. Однако речь не может происходить без словесного оформления. Поэтому Слово Аллаха не может состоять только из смысла, должна быть и форма его выражения.
Имам Тафтазани и его последователи остановились в оцепенении и не смогли осознать истинную суть Корана. Они признали свое бессилие, сказав, что это затруднительная, неразрешимая проблема. Они выдвинули предположение, что Коран означает "читаемый" и представляет собой единство несотворенного смысла и его сотворенного словесного выражения.
Говоря кратко, Коран - это название, которое относится и к содержанию и к форме его выражения. Текст Корана представляет собой сложную комбинацию слов, и его составление относится к Аллаху. И он одинаков, независимо от того, кто его читает: Джибрил (а.с.) или наш Пророк (мир ему), или кто-то другой. Кто бы его ни читал, от этого результат не изменится. Коран не сотворен и по содержанию, и по форме.
Некоторые задавались вопросом: «Что означают слова о том, что Коран снизошел?» Коран сначала проявился в Хранимой скрижали, а затем снизошел на ближнее небо. Нисхождение подразумевает движение сверху вниз, однако это не физическое движение, а скорее духовное. Когда речь идет о святых Писаниях, наиболее приемлемым является выражение «был ниспослан». Коран, находящийся в Хранимой скрижали, ангел усвоил каким-то духовным путем или запомнил его.
Некоторые сказали, что Всевышний так объяснил ниспослание Корана:
«Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке» (Сура «Поэты», аяты 193-195).
То есть Аллах говорит: «Вот каким путем Мы ниспослали тебе Коран: с неба сошел Джибрил, и с ним был ниспослан Коран».
Ученые дали такое разъяснение:
- Коран был установлен Всевышним в Хранимой скрижали. А затем он проявился на ближнем небе. После этого Аллах велел Джибрилю (а.с.) доставить его к лучшему из сотворенных, последнему пророку и господину посланников Мухаммаду Мустафе.
Наш Пророк (мир ему) получал Коран от Джибриля двумя способами. Первый способ – это когда наш Пророк обретал ангельский облик. А второй способ состоял в том, что Джибрил принимал облик одного из сподвижников по имени Дихья, которого Пророк очень любил.
Кази в своем тафсире пишет:
- Божественным способом Коран устанавливался в сердце Джибриля (а.с.) своим содержанием и формой. Это происходило таким путем, что Аллах произносил его, или же ангел сам забирал Коран из Хранимой скрижали. После этого Джибрил читал его Расулюллаху, и Коран закреплялся в его сознании своим содержанием и формой.
Мы снова приходим к тому, что Коран состоит из смыслов и их словесного выражения. Однако истина лучше известна Аллаху.
Откровение (вахй) бывает двух видов. Одно из них - явное, очевидное откровение, а другое - скрытое, неочевидное откровение.
Явное откровение имеет три разновидности:
1. Произнесенное Джибрилем (а.с.) и услышанное Пророком (мир ему) откровение. Именно таким откровением является Коран.
2. Это такое откровение, при котором не говорится ни слова, и оно возникает из жестов и движений ангела. Такое откровение называется Памятью Ангела.
3. Эта разновидность откровений при поступлении имеет скрытое, неочевидное содержание, которое затем разъясняется путем умозаключений по аналогии (кияс) и иджтихада.
Если ты усвоил тайны Пророческой миссии и ниспослания Корана, о которых я тебе рассказал, то теперь постараюсь пояснить разные точки зрения на Мирадж, если на то будет воля Аллаха.
Первый фарз для му'мина - это вера в Аллаха и Его пророков. Второй фарз - чтение намаза, который стал обязательным во время Мираджа. После этого фарзом стал закят, а затем - соблюдение поста. После них обязательными стали борьба за веру и совершение хаджа.
Из книги "Анваруль-ашикын"