Всевышний Аллах повелевает нам, чтобы наше имущество и наши дети не отвлекали нас от зикра, от поминания Аллаха. Для лучшего понимания данного аята вначале нужно ответить на вопрос, что здесь подразумевается под зикром, поминанием Аллаха.
Поминание Аллаха, зикр означает упоминать о нем такими словами и выражениями, как Аллаху акбар (такбир), ла илахе иллиллах (тахлил), субханаллах (тасбих), альхамдулиллах (тахмид). Аллаха поминают ради провозглашения Его величия и для достижения духовной зрелости.
Слово “зикр” вместе с производными от него словами употребляется в Коране около трехсот раз. В аятах содержится и повеление поминать Аллаха (Бакара, 2:152), и радостная весть о прощении и великом воздаянии тем верующим, которые многократно поминают Аллаха (Ахзаб, 33:35).
Досточтимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) подчеркнул достоинство зикра словами “Ля иляха иллаллах” (Ибн Маджа “Книга приличий”, 25) и тем самым обратил наше внимание на значение слов таухида в поминании Аллаха.
Зикр выполняется языком, сердцем и телом. Поминание языком заключается в признесении прекрасных имен Аллаха, в Его восхвалении, в обращении к Нему с молитвой-ду`а и в чтении Корана. Поминание телом заключается в полном подчинении всех органов нашаго тела повелениям Аллаха и остережении от запретного. Когда мы говорим о поклонении сердцем, то это подразумевает нашу преданность Ему всем сердцем, всею душой, во всех наших словах, делах и поступках. Это такое состояние, когда мы забываем обо всем “земном” и целиком предаемся Аллаху, приближаясь к Нему. Но при этом нельзя упускать из виду того значения, которое уделяет Ислам равновесию между этим миром и ахиратом.
Всевышний Аллах отмечает в Коране, что верующие «поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: “Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (Али Имран, 3:191) и тем самым сообщает нам о возможности поминания Аллаха в любом состоянии.
Благодаря разуму, воле, способности мыслить, которыми одарил нас Великий Творец, человек может постичь Аллаха и Его громадное творение. Как же может человек не захотеть после этого поминать Аллаха? Невозможно представить себе, чтобы человек мог забыть Аллаха, перестать поминать Его, стоя перед великолепной картиной сотворенной Господом огромной Вселенной. А если так, то надо искать причины, которые мешают человеку поминать Аллаха Та`аля и поклоняться Ему. И среди главных причин можно привести нашу привязанность ко всему мирскому, к семье и детям, к богатству и удовольствиям. Ведь наше имущество и наши дети являются испытанием для нас. На этом экзамене правильный ответ состоит не в пренебрежении ими, а уделяя им достаточно сил и внимания, в то же время не превращать их в препятствие для совершения поклонения Аллаху и поминания Его. Всевышний Аллах сообщает, что наши жены, сыновья и наше добро являтся украшением нашей жизни (Али Имран, 3:14), что мы не должны отказываться от нашей доли в этом мире (Касас, 28:77). Повеление о необходимости поминать Аллаха касается не только людей, но и всех существ на земле и небесах. Они все на своем языке восхваляют Аллаха (Хашр, 59:24; Джума, 62:1; Тагабун, 64:1). Однако мы не понимаем их восхваления (Исра, 17:44).
В продолжении аята 9 суры «Мунафикун» говорится о тех, кто отвлекается от поминания Аллаха, чрезмерно увлекшись своими детьми и имуществом: «А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток. Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть, и вы скажете: “Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников”. Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Мунафикун, 63:9-11).
В Коране часто упоминается об опасности чрезмерной привязанности к этому миру. В нем содержится предупреждение, что многое в этом мире показано нам привлекательным только для нашего испытания. Из этого не нужно делать вывода о том, что мы не должны заботиться о своей семье, не заниматься приносящим прибыль бизнесом. Правильный вывод заключается в том, чтобы за всеми нашими делами и заботами не забывать настоящий смысл нашей жизни, не отвлекаться от поминания Аллаха и поклонения Ему.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.