Имам Ахмад б. Ханбал
(Абу Абдуллах; Шэйбани Марузи; жил в Багдаде в 164/780-241/855)
Ахмад б. Ханбал, да будет милостив к нему Аллах, является основателем 4-го из сохранившихся до нашего времени 4-х мазхабов Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джамаа. Отец его был родом из Мерва. Великолепный знаток хадисов и фикха, он был известен своей отличной памятью, глубоким умом и богобоязненностью. Даже представить себе трудно, какова должна быть работоспособность, чтобы собрать до 700 000, а по некоторым сообщениям до одного миллиона!!! хадисов. Имам обладал именно таким багажом! Этот свой багаж он пополнял не из книг, а собирал сам, объездив почти весь исламский мир. Был он в Куфе и Басре, в Мекке и Медине, в Алжире, Йемене, Сирии, и других центрах. А какова память Имама Ахмада – судите сами. Он знал 300 000 хадисов на память, вместе с их толкованием и именами их передатчиков.
Фикху, он учился у Имама аш-Шафии. А Имам аш-Шафии брал у Имама Ахмада хадисы. Ибрахим аль-Харби говорил: «Видел я Имама Ахмада. Всевышний Аллах обогатил его знаниями по всем наукам».
Кутайба б. Саид вторит ему: «Если бы Имам Ахмад жил во времена Имамов Саури, Авзаи, Малика, Лейса б. Саида, то был бы выше их всех».
Однажды Имам Ахмад получил письмо от Имама аш-Шафии из Египта. После прочтения – заплакал. Когда спросили причину, он ответил: «аш-Шафии видел во сне Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Пророк велел ему написать письмо Абу Абдуллаху Ахмаду б. Ханбалу (значить мне), передать привет и сказать, что скоро с него спросят о сотворенности Корана. Пусть на этот вопрос не отвечает». Действительно, его вскоре арестовали. И из-за того, что он не соглашался с тезисом о сотворенности Корана, был наказан палочными ударами.
На похоронах Имама присутствовали 800 000 человек, в том числе 60 000 женщин. Его смерть вызвала большой общественный резонанс. И не только среди мусульман. Это значительное событие послужило толчком для духовного роста и представителей других конфессий. До нашего времени дошли свидетельства, что в день его похорон приняли ислам большое количество иудеев, назаретян и огнепоклонников.
В книге Имама Ахмада «аль-Муснад» собраны 30 000 хадисов. Он их выбирал из 700 000. Известны его книги: «Китаб-ур-Редди алель-Джехмиййа ва-з-Занадика», «Китаб-уз-Зухд», «Китаб-уль-Ашриба», «Фадаил-ус-Сахаба», «Китаб-уль-илель уа Марифат-ур-Риджал».
Наиболее известные ученики Имама Ахмада б. Ханбала:
1. Салих б. Ахмад б. Ханбал (Абу Фадл; 203/818-266/879)
Ученый факих и хадисовед мазхаба Ханбали. Один из первых распространителей школы своего отца Ахмада б. Ханбала, да будет милостив к ним Аллах. Он в числе первых, кто систематизировал знания по религиозному праву мазхаба Ханбали и обучал фикху следующее поколение. Кроме учебы в школе своего отца, получал знания также у Али б. Валида ат-Тайалиси и Ибрахима б. Фадла аз-Заари. У имама Салиха в свою очередь учились и передали хадисы его сын Зубайр, а также Абу Касым аль-Бэгави, Мухаммад б Джа'фар аль-Хараити, Йахйа б. Саид, Абд-ур-Рахман б. Аби Хатим.
Имам Салих передавал от своего отца:
"Мучения в могиле действительно существуют. Отрицать это могут лишь те, кто сбился с Верного Пути, утерял Истину".
"Шайтан подступает к каждому мусульманину. Когда верующий становится на молитву, то он занимает его душу напоминанием всех его забот и потребностей. Тем самым старается сбить его, сделав исполнение молитвы недействительным (Ифсад). Однажды изгнанный сатана подступил ко мне и пытался внушить, что я исполнил три ракаата молитвы вместо двух. Но я не придал значения этим сомнениям, и продолжил свою молитву до конца, хотя, он до самого окончания молитвы не отставал от меня". (IFA, 1: 33; IAA, III: 290).
2. Абдуллах б. Ахмад б. Ханбал (Абу Абд-Ур-Рахман; 213/828-290/903)
Один из наиболее известных Хафизов мазхаба Ханбали. Будучи сыном Имама Ахмада б. Ханбала, учился хадисоведению и передал от него большое количество хадисов, тогда как его брат больше уделял внимание к получению знаний по религиозному праву (Фикху).
Его учителями были также и другие крупные ученые, среди которых: Абдуллах А'ляа б. Хаммад, Камил б. Талха, Йахйа б. Маин, Абу Хусайма, Зухайр б. Харб Сувейд б. Са'ид, Закариййа б. Йахйа б. Хаммувейх, Мухаммад б. Аби Бакр.
Среди учеников имама Абдуллаха б. Ахмада были: Абдуллах б. Исхак аль-Мадаини, Йахйа б. Са'ид, Абдуллах ан-Нишабури, Абу Али б. Саввах, Мухаммад б. Мухал, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля.
Среди произведений имама Абдуллаха б. Ахмада:
3. Ахмад б. Мухаммад Аль-Хани; Аль-Эсрем (Абу Бакр Аль-Хорасани Аль-Багдади; ум. после 260/873).
Будучи одним из самых известных учеников Имама Ахмада б. Ханбала, собрал и передал от него разрешения многих религиозно-правовых задач, расположив их в своих книгах в соответствии с темой.
Среди его учителей были также и Аффан б. Муслим, Муавийа б. Амр, Сулейман б. Харб, Абу Валид ат-Тайалиси, Нуайм б. Хаммад, Абу Тауба б. Нафи'.
У него учились: Ан-Насаи, Муса б. Харун, Ибн-и Са'ид, Али б. Абу Тахир, аль-Казвини, Умар б. Мухаммад б. Иса аль-Джавхари и др.
Его произведения: "Аль-Сунану-ль-Фикх", "Илаль-уль-Хадис" и "Насих-уль-Хадис Мансухуху". Ученые сообщают также, что ему принадлежит весьма ценное произведение, разъясняющее сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Эта работа показывает, какой высокой степенью знаний по хадисоведению он обладает. К сожалению, название книги не приводится. Возможно, имеется в виду его первая книга, указанная выше.
(IFA, 1: 33; IAA, III: 87).
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»