Гражданство – основа единства
Если взглянуть на коранические аяты, хадисы и жизнеописание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, становится очевидным, что строение обществ опирается на вещи и дела, в которых участвуют все составные части общества и страны.
Мы не видим, что в Исламе есть то, что противоречит тому, чтобы гражданство было основой для судейской и управленческой систем и для распределения прав и обязанностей справедливым и равным образом между гражданами, несмотря на их различия в религиозной и культурной идентичности. Можно даже сказать, что такое положение дел соответствует основам справедливости и честности, на которые указывает Священный Коран: «и когда вы судите между людьми, вы должны судить по справедливости»[1], «Пусть ненависть к людям не подтолкнет вас на то, чтобы вы нарушили справедливость. Будьте справедливы, ведь это - ближе к богобоязненности»[2].
Нет сомнения в том, что справедливость, о которой говорится в Священном Коране, должна существовать между всеми людьми, ибо Всевышний Аллах почтил человека, сказав: «Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и наделили их благами, и оказали им преимущество пред многими, которых создали»[3].
Всевышний Аллах также указал на то, что все люди равны между собой: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый»[4], «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души»[5].
Гражданство и равноправие в мединской декларации
В мединской декларации, которую составил и подписал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывалось на равноправие людей, несмотря на то, что в Медине проживали арабы из племен Аус и Хазрадж, иудеи, мухаджиры (мекканцы, которые переселились в Медину), и ансары (коренные жители Медины) и другие. Эта декларация легла основой для построения государства и осуществления порядка в нем.
Следует отметить, что в Медине религиозная идентичность была разнообразной, однако гражданская идентичность объединяла всех жителей Медины. Поэтому данная декларация была направлена ко всем жителям Медины и указывала на то, что все они равны, будь это иудеи и другие, которые не уверовали в религию Ислам.
Данная декларация содержала в себе общественный договор, который стал основой братства между мухаджирами и ансарами, и смог сохранить совместное проживание между мусульманами и другими участниками договора, которые не были мусульманами. Согласно этой декларации, немусульмане имели такие же права, как и мусульмане, в соблюдении своих религиозных обязанностей, личной свободе, обычаях и традициях. Основой данной декларации служили слова Всевышнего Аллаха: «Аллах не запрещает вам (о, верующие) благодетельствовать и быть справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за вашей религии (веры) и не изгоняли вас из ваших жилищ, - ведь Аллах любит справедливых!»[6].
О равноправиях между людьми, независимо от их вероубеждении, говорится во многих хадисах:
- «Отвечай другому тем, что ты любишь для себя, и возненавидь для другого то, что ты ненавидишь для себя»[7];
- «Люди равны между собой подобно зубчикам расчески»[8];
- «О люди! Знайте же о том, что ваш Господь – Один, ваш отец – один (Адам), нет преимущества у араба над неарабом, и нет преимущества у неараба над арабом, нет преимущества у красного над черным, и нет преимущества у черного над красным, кроме как в благочестии»[9].
Граждане той или иной страны могут быть разной национальности и религии, однако тот факт, что все они являются гражданами одной Родины должен объединить их и сохранять равноправие между ними.
[1] Коран, сура «ан-Ниса’» 58.
[2] Коран, сура «аль-Ма’ида» 8.
[3] Коран, сура «аль-Исра’» 70.
[4] Коран, сура «аль-Худжурат» 13.
[5] Коран, сура «ан-Ниса’» 1.
[6] Коран, сура «аль-Мумтахана» 8.
[7] Ахмад «муснад» 22130, 22132, Табарани «аль-му‘джам аль-кабир» 20/425 и аль-Байхаки «шу‘аб аль-иман» 573, 574.
[8] Ибн Хиббан «аль-маджрухин» 1/198, аль-Хаттаби «гариб аль-хадис» 1/561, Ибн Адий «аль-камиль» 5/191 и Абу Шайх аль-Асбахани «амсал аль-хадис» 166.
[9] Табарани «аль-му‘джам аль-кабир» 10033 и и аль-Байхаки «шу‘аб аль-иман» 7046.
Islam-Today