«Так твой Господь вывел тебя (на битву при Бадре) из дома (из Медины) ради истины (а также ради правильной и в то же время необходимой цели), хотя некоторые из верующих не хотели этого. (Однако какую большую победу они одержали в результате!) Они (желая напасть на караван с трофеями) спорили с тобой относительно истины (войны против тех людей, которые приютили у себя предводителей язычников) после того, как она стала ясна (благодаря Нашим откровениям и твоим разъяснениям того, что в любом месте их ожидает победа и успех) – так, будто их отправляют на смерть, а они смотрят (смерти в глаза). Вот Аллах обещал вам, что одну из двух групп вы точно получите (нескольких человек, находившихся в составе каравана, или войско, пришедшее на помощь каравану). (Вместо того, чтобы одолеть это большое войско, в котором находились лидеры язычников) Вы хотели, чтобы вам достались слабые (плохо вооруженный караван). Однако Аллах желает выявить (и возвысить) истину Своими словами (которые Он внушил в качестве откровения в тот момент) (приказал вам сражаться с большим войском) и искоренить неверующих. (Да! Аллах Всевышний пожелал этого) чтобы утвердить истину (Ислам) и уничтожить ложь (неверие), даже если это ненавистно преступникам (из язычников)» (Аль-Анфаль, 5-8).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что в день, когда состоялась битва при Бадре, посланник Аллаха ﷺ собрал сахабов и стал совещаться с ними по поводу выступления навстречу врагу, и после того, как Са`д ибн Убада сказал то, что он сказал, посланник ﷺ принял решение выступить на встречу войску курайшитов, которое по численности превосходило войско мусульман.
Когда же посланник Аллаха ﷺ сообщил об этом людям, то некоторым верующим это нем понравилось. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аяты: «Так твой Господь вывел тебя (на битву при Бадре) из дома (из Медины) ради истины (а также ради правильной и в то же время необходимой цели), хотя некоторые из верующих не хотели этого...» [Табери, Джамиуль-Байан, 9/122-123].
Также в риваяте, касающемся ниспослания аята «Вот Аллах обещал вам, что одну из двух групп вы точно получите (нескольких человек, находившихся в составе каравана, или войско, пришедшее на помощь каравану). (Вместо того, чтобы одолеть это большое войско, в котором находились лидеры язычников) Вы хотели, чтобы вам достались слабые (плохо вооруженный караван)», который был передан от Ибн Аббаса рассказывается: посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину в месяце Рабиуль-Авваль.
После этого в окрестности Медины явился Курз ибн Джабир аль-Фихри, чтобы разграбить сады Медины. Узнав об этом, посланник Аллаха ﷺ собрал верующих, и они бросились в погоню за Курзом, но Курз оказался проворным и сумел уйти от преследования.
Посланник Аллаха ﷺ вернулся в Медину. После этого случая с Курзом прошел один год. И в это время караван курайшитов под руководством Абу Суфьяна, возвращался из Шама в Мекку. Когда караван был уже недалеко от Медины к посланнику Аллаха ﷺ пришел Джибриль и принес ему аят: «Вот Аллах обещал вам, что одну из двух групп вы точно получите (нескольких человек, находившихся в составе каравана, или войско, пришедшее на помощь каравану). (Вместо того, чтобы одолеть это большое войско, в котором находились лидеры язычников) Вы хотели, чтобы вам достались слабые (плохо вооруженный караван)» [Табери, Джамиуль-Байан, 9/125].
В тафсире хафиза Абу Бакра ибн Мардуйа приводится риваят от Абу Аййуба аль-Ансари, в котором Абу Аййуб говорит: «Когда мы были в Медине, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мне было сообщено, что к Медине приближается караван Абу Суфьяна. Что скажете, выступим ему на перехват? Будем надеяться, что Аллах даст нам его в качестве трофея».
Мы сказали: «Да, о, посланник Аллаха». И мы вместе с посланником Аллаха ﷺ отправились в путь.
После одного или двух дней пути, посланник Аллаха ﷺ сказал нам: «А что вы скажете по поводу того, чтобы сразиться с моим народом (курайшитами)? Так как они узнали о том, что мы вышли на перехват их каравана».
Мы сказали: «Клянемся Аллахом, у нас нет достаточно сил, чтобы сражаться с ними. Так как мы вышли чтобы перехватить караван». Затем посланник Аллаха ﷺ снова спросил: «Что скажете по поводу того, чтобы сразиться с моим народом?».
Мы дали тот же самый ответ. Тогда Микдад ибн Амр сказал: «Мы не скажем тебе: «Иди со своим Господом и сразись с ними, а мы посидим здесь», как сказали сыны Исраилевы Мусе». Один из ансаров сказал: «Ах если бы и у нас было столько имущества, сколько у Микдада, чтобы мы могли сказать то же самое». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Так твой Господь вывел тебя (на битву при Бадре) из дома (из Медины) ради истины (а также ради правильной и в то же время необходимой цели), хотя некоторые из верующих не хотели этого» [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/555].
Фото: elements.envato.com.